Устный журнал для родителей «Как развивать память у детей 5-7лет»
материал (старшая группа)
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ»
ЦЕЛЬ: дать родителям представление о памяти, а так же об особенностях и приемах ее развития у детей дошкольного возраста.
«Если... хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов. Призовите к участию осязание, обоняние, вкус... При таком дружном
содействии всех органов в акте усвоения... вы победите самую ленивую память».
К. Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_dlya_roditeley_kak_razvivat_pamyat_u_detey_5-7_let.doc | 784 КБ |
Предварительный просмотр:
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ»
ЦЕЛЬ: дать родителям представление о памяти, а так же об особенностях и приемах ее развития у детей дошкольного возраста.
«Если... хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов. Призовите к участию осязание, обоняние, вкус... При таком дружном
содействии всех органов в акте усвоения... вы победите самую ленивую память».
К. Д. Ушинский
В старшем дошкольном возрасте у детей особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание ребенка на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, взрослый обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Память зависит не только и не столько от признаков пред метов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений нужно не просто пассивно созерцать, необходимы активный анализ, установление связей между частями, компонентами ситуации, название объектов и их свойств в слове.
Развитию памяти ребенка дошкольного возраста способствует обучение детей приемам создания образа. Так, детям следует предлагать запоминать цвета игрушек, предварительно объясняя, что цвета игрушек могут соответствовать цвету одежды, что веселые игрушки могут иметь яркую окраску (красный сарафан у матрешки), а скромные, пугливые игрушки (птички и зайчики, мышонок) окрашены обычно в незаметный цвет (серый). В своем сознании дети создают образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях,
которые помогут им впоследствии припомнить информацию тако го
объема, который невозможно удержать в кратковременной зрительной
памяти.
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное за-
поминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает также режим дня. Организуя жизнь ребенка, взрослый помогает ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда,
когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель:
«Вспомни!»
Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать
Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели.
Основная задача взрослых, и родителей, и педагогов, — ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти у детей.
Для развития слуховой, зрительной произвольной памяти можно предложить следующие
задания, которые можно использовать как занимательные игры, что будет вызывать интерес у ребенка, и не будет создавать ситуацию принуждения.
РАЗУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений русских поэтов о природе: А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева. Разучивание стихотворений следует обязательно сопровождать беседой о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.
Прочитайте ребенку один раз стихотворение, затем попросите воспроизвести его. Если ребенок сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Кроме того, стихи учат чувствовать слово, интонацию, понимать настроение автора, сопереживать.
ОПИШИ ИГРУШКУ»
Цель: развить непроизвольную образную память.
Ход игры: предложите ребенку в течение 1—2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать ее. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, ее свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.
ГДЕ СПРЯТАНА ИГРУШКА?»
Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход игры: в один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.). Затем ящички на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
а) убрать ящички на более длительное время,
б) спрятать 2, а затем и 3 игрушки,
в) заменить игрушки.
«ЗАПОМНИ ИЗОБРАЖЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15—20 секунд 5 игрушек.
Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»
РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календари, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
«ПРОГУЛКА В КАРТИНКАХ»
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.
Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это все нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что он запомнил.
«ЗАПОМНИ ЦИФРЫ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
Сначала нужно начинать с небольшого количества цифр, с трех-четырех. Затем постепенно, по мере того как ребенок запоминает и воспроизводит это количество, вы можете увеличить количество цифр до десяти и более. Лишь бы вы сами успевали за ребенком запомнить задание.
«РАССКРАСЬ ПО ПАМЯТИ»
«ЗАПОМНИ СЛОВА И ВОСПРОИЗВЕДИ»
Эту игру также необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.
«ЗАПОМНИ ПАРУ СЛОВ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
Ребенку предлагается пара слов, которую он должен запомнить и воспроизвести в такой же последовательности. Например, дом — книга, школа - ребенок, парта — ручка, корова — кот. Начинать необходимо с того количества слов, с которым ребенок справляется, постепенно усложняя и увеличивая количество пар.
«ЗАПОМНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
Сначала составляются фразы из пяти-шести слов. Например, в саду растут цветы: ромашки, гладиолусы, ноготки. Затем количество слов увеличивается, и уже составляются более сложные предложения.
«ПЕРЕСКАЖИ СОДЕРЖАНИЕ»
Примерный рассказ. «Утром Петя и Коля встали пораньше. Накопали червей. Собрали удочки и пошли на рыбалку. Весь день ловили рыбу. Наловили карасей и пришли домой довольные.»
«ПРОДОЛЖАЙ»
Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова.
«ЗАПОМНИ ПРЕДМЕТЫ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
«ЗАПОМНИ РИСУНОК»
Прочитайте ребёнку слова:
Больница, крыша, утро, сад, ведро, флажок, телефон, шарик, акула, звери. Читайте медленно и попросите ребёнка обозначать прослушиваемые слова
разными значками, без подробных рисунков. Отметьте, легче ли идёт при этом запоминание.
«ЗАПОМНИ 10 СЛОВ»
Попросите ребёнка внимательно прослушать слова, которые вы ему прочитаете, а затем повторить их в том порядке, в котором запомнил.
Дом, нос, ведро, рыба, усы, огонь, школа, стул, сад, лампа.
«ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ».
В помощь родителям....
Буклет для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста"
Несколько советов родителям по развитию памяти дошкольника....
Консультация для родителей"Как развивать память у детей"
В статье изложены рекомендации педагога по организации игровых заданий для детей для развития памяти дома...
Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"
Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"...
Консультация для родителей «Как развивать память у детей?»
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно....
Устный журнал для родителей "Как развивать память у детей 5-7 лет"
laquo;КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ» ЦЕЛЬ: дать родителям представление о памяти, а так же об особенностях и приемах ее развития у детей дошкольного возраста....