Особенности взаимодействия с семьями воспитанников с задержкой психического развития
консультация (подготовительная группа)

Воробьева Екатерина Александровна

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 342 комбинированного вида»

Особенности взаимодействия

с семьями  воспитанников

с задержкой психического развития

                                                                                                                         Воспитатель:                

                                                                                                                            Воробьева

                                                                                                             Екатерина Александровна

         

             

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

 Она для нас основа всех начал.

                                         (Е.А. Мухачѐва)  

В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всестороннего  развития личности. Вот почему очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего,  уровень воспитания  в семье, где ребенок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов.  

Привлекая к сотрудничеству членов семьи, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья  (ОВЗ), вовлекаем их в единое образовательное пространство в качестве равноправных участников.

В процессе взаимодействия формируются у родителей понимание и принятие особенностей и возможностей своего ребёнка,  повышаем уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей в домашних условиях, а так же, создавая ситуации успеха, развиваем их собственную позитивную самооценку.

Формы взаимодействия  с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех   форм взаимодействия  с семьёй – это установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Работая непосредственно в группе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР)  необходимо знать что, задержка психического развития (ЗПР) - это замедление нормального темпа психического развития. ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции,  быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы.

К личности педагога, при этом, предъявляются определенные требования, так как для успешной работы  крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции).

Социальная чувствительность – особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом, как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того, чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

  В  сотрудничестве с родителями строим работу на  позиции поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Нацеливаем родителей на то, что педагоги обладают качествами  внимательного, знающего, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.  

Содержание работы с родителями реализуется  через   разнообразные формы.  

Осуществляя педагогическую пропаганду, использую сочетание различных видов наглядности, такие как, папки – передвижки, которые помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей. С помощью папок-передвижек создается  у родителей интерес к вопросам воспитания детей, осуществляется обмен опытом семейного воспитания. Родители получают важную, достоверную информацию о воспитании детей, их оздоровлении, о работе детского сада. Благодаря данной  форме просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы. В группе оформляются папки-передвижки по разным темам и с учетом образования родителей, актуальных вопросов воспитания для данной группы. Папки-передвижки предлагаем родителям для изучения дома. В папке в специальном кармане помещаем:

- тетрадь отзывов и предложений (родители записывают свои впечатления от прочитанного, пожелания);

- характеристика детей данной группы;

- правила для родителей и детей.

 Папки-передвижки используютя индивидуальные (специально для одной семьи) и коллективные. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы,  но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

    Популярной формой педагогической деятельности в реализации  взаимодействия, становятся  «Дни открытых дверей». День открытых дверей  не раз проводили  в самых разных формах:  различные выставки, показ открытых занятий, проведение мероприятий с привлечением родителей   через досуг, продуктивная деятельность мастер-класс и т. д. концерт, праздник с участием детей, педагогов, спектакли с участием детей, педагогов и родителем, театрализованные представления. Одной из важных направлений работы  данной формы является вовлечение родителей в образовательный процесс, и  польза от проведения дней открытых дверей получают все его участники. Во-первых, сами родители начинают осознавать свою сопричастность к происходящему в группе и за ее пределами. Во-вторых, присутствие в группе помогает родителям преодолеть собственную неуверенность в тех или иных вопросах воспитания, найти ответы на волнующие вопросы, и, как следствие, приобрести новые умения. В-третьих, наблюдение за детьми приводит родителей к пониманию того, что все дети разные, со своими особенностями. Наблюдения показывают, что так родители учатся принимать и любить своего ребенка, не сравнивая его с другими детьми, а отмечают его достижения. В конечном итоге родители становятся сторонниками образовательной программы и доверяют нам - воспитателям.

     Консультации проводятся как индивидуальные так и групповые.  На групповые консультации приглашаем родителей,  имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании «Как помочь ребенку с ЗПР»; «Адаптация ребенка в детском саду». Формы проведения консультаций различны: сообщение учителя-дефектолога с последующим обсуждением;   практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение».   Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать им: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.  

    Родительские собрания   подобная форма  работы позволяет  более тесно сотрудничать с родителями. Родительские собрания также проводим организационными (обсуждение задач на новый учебный год), тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).  Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д. что позволяет  давать родителям информацию педагогического, психологического, содержания; повышать педагогическую компетентность как родителей,  наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии детей, причем,  выводы об этом родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе. Родители наблюдают приемы и методы работы с детьми.

В работе с родителями  активно используются  такие как формы:

- наглядно информационные — это оформление фотовыставок к праздникам и на различные тематики (День матери, новый год, 23 февраля, 8 марта и т.д.),

что позволяет  родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания и активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей.

- информационно-аналитические — это проведение анкетирования и опросов  с родителями, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, на наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации: «Как прошла адаптация ребенка в детском саду», «Игры и игрушки» и т.д.

- досуговые — оказались самой привлекательной, востребованной, полезной, и самой трудной в организации. Совместные физкультурные досуги  такие как «Веселые старты», «Папа,  мама,  я - спортивная семья» позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Досуговые формы организации  при участии в выставках  «Дары осени», «Новогодняя игрушка», конкурсах «Мой мир»,  «Солнечный круг» и т.д.  призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:

увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;

посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Активно в работе с родителями  применяются  памятки в виде буклетов.  При разработке буклетов  руководствуюсь  темами, которые предусмотрены в перспективном плане работы с родителями и предлагать их всем родителям. «Развиваем речь, играя», «Мой дом», «Моя семья», «Мой город» и т.д.  Данная форма взаимодействия с родителями является интересной, доступной, адаптированной для конкретного возраста, иногда семьи и даже ребенка. Эта форма взаимодействия  очень удобна, тем, что родители в силу своей занятости не всегда могут найти время, чтобы продолжительно общаться с педагогом, консультироваться. А получив буклет, они могут выбрать удобное для себя время, чтобы изучить информацию и воспользоваться ей.

Одна из форм которую проводится в настоящее время – это дистанционное общение с родителями. Из существующих форм дистанционного общения были выбраны такие:  «WhatsApp» и сайт детского сада. Наиболее активно дистанционное общение проявляется в мессенджере  WhatsApp, так как он наиболее доступен, известен всем участникам. Как показала практика – работает отменно! Еженедельно в соответствии с тематическим планированием подбираем полезные статьи, ссылки, необходимые для родительского ознакомления. Так же, благодаря Интернет информированию есть возможность делиться интересной и полезной информации для родителей, а также их детей: рисунки, поделки, мастер-классы.

Данный вид взаимодействия позволяет без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы, прислать задания для самостоятельной работы с ребенком, а также познакомить их с играми. Результатом дистанционного взаимодействия стало повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Таким образом, дистанционное общение можно рассматривать как многофункциональный инструмент взаимодействия «педагог-ребенок», «педагог-родитель», «педагог-педагог»

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагога с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателя.

                                                     Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г.,

№ 4.

  1.  Антонова Т. Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
  2.  Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н.П., Занкевич С.Ю. // Дет. сад. управление. - 2007. - № 2. - С. 5-6
  3. Глушкова, Г.В. Организация физического воспитания детей в семье: ключевые ситуации // Ребёнок в дет. саду.- 2004.-№6.- С.21-25.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект»
  5. Интернет ресурсы  https://dohcolonoc.ru/stati/16773-distantsionnoe-obshchenie-s-semyami-vospitannikov.html
  6. Интернет ресурсы https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-statja-yefektivnye-formy-vzaimodeistvija-dou-s-semjami-vospitanikov-s-ovz.html
  7. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».

                Привлекая к сотрудничеству членов семьи, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), вовлекаем их в единое образовательное пространство в качестве равноправных участников.

В процессе взаимодействия формируются у родителей понимание и принятие особенностей и возможностей своего ребёнка, повышаем уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей в домашних условиях, а также, создавая ситуации успеха, развиваем их собственную позитивную самооценку.

Формы взаимодействия с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех   форм взаимодействия с семьёй – это установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

        В сотрудничестве с родителями строю работу на позиции поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Нацеливаем родителей на то, что педагоги обладают качествами внимательного, знающего, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.  

Содержание работы с родителями реализуется через   разнообразные формы.  

        Осуществляя педагогическую пропаганду, использую сочетание различных видов наглядности, такие как, папки – передвижки, которые помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей.                

Популярной формой педагогической деятельности в реализации взаимодействия, становятся «Дни открытых дверей». День открытых дверей не раз проводили в самых разных формах: различные выставки, показ открытых занятий, проведение мероприятий с привлечением родителей   через досуг, продуктивная деятельность мастер-класс и т. д. концерт, праздник с участием детей, педагогов, спектакли с участием детей, педагогов и родителем, театрализованные представления.

        Консультации проводятся как индивидуальные, так и групповые.  На групповые консультации приглашаем родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании «Как помочь ребенку с ЗПР»; «Адаптация ребенка в детском саду». Формы проведения консультаций различны: сообщение учителя-дефектолога с последующим обсуждением; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение».   Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать им: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.                  

            Родительские собрания   подобная форма работы позволяет более тесно сотрудничать с родителями. Родительские собрания также проводим организационными (обсуждение задач на новый учебный год), тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).                          

В работе с родителями активно используются такие как формы:

- наглядно информационные — это оформление фотовыставок к праздникам и на различные тематики (День матери, новый год, 23 февраля, 8 марта и т.д.), что позволяет родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания и активизировать, и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей.

- информационно-аналитические — это проведение анкетирования и опросов с родителями, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, на наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации: «Как прошла адаптация ребенка в детском саду», «Игры и игрушки» и т.д.

- досуговые — оказались самой привлекательной, востребованной, полезной, и самой трудной в организации. Совместные физкультурные досуги такие как «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья» позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей                                        

        Одна из форм которую проводится в настоящее время – это дистанционное общение с родителями. Из существующих форм дистанционного общения были выбраны такие: «WhatsApp» и сайт детского сада. Наиболее активно дистанционное общение проявляется в мессенджере WhatsApp, так как он наиболее доступен, известен всем участникам. Как показала практика – работает отменно!                        

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагога с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателя.

                        

                                                     

                                                           Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г.,

№ 4.

  1.  Антонова Т. Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
  2.  Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н.П., Занкевич С.Ю. // Дет. сад. управление. - 2007. - № 2. - С. 5-6
  3. Глушкова, Г.В. Организация физического воспитания детей в семье: ключевые ситуации // Ребёнок в дет. саду.- 2004.-№6.- С.21-25.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект»
  5. Интернет ресурсы  https://dohcolonoc.ru/stati/16773-distantsionnoe-obshchenie-s-semyami-vospitannikov.html
  6. Интернет ресурсы https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-statja-yefektivnye-formy-vzaimodeistvija-dou-s-semjami-vospitanikov-s-ovz.html
  7. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности дошкольников с задержками психического развития

1.     Понятие «задержки психического развития» и ее классификация.2.     Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержками психического развития...

Психологические особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальн...

Статья: "Роль сказки в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития".

Статья о том, какое значимое место в работе с детьми занимает сказка. Какую большую роль играет сказка в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития....

Особенности детей с задержкой психического развития

Понятие задержки психического развития, нарушения познавательной. эмоциональнойсферы, межличностного общения....