Консультация "Гиперактивные дети"
консультация (старшая группа)

Валюх Анна Александровна

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_giperaktivnye_deti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  в старшей группе

по теме «Шустрики и скромники»

Характеристика гиперактивных детей (шустрики)

Такие дети не могут сидеть на одном месте. Они всё время двигаются, вскакивают, садятся, хватают всё, что попадётся им под руку. Своё поведение они контролировать не в состоянии. Они сначала действуют и лишь потом понимают, что произошло. Уследить за таким ребёнком очень трудно. Во время прогулки он, как правило, бежит далеко впереди родителей, успевая заглянуть во все подъезды, магазины и даже залезть на встречающиеся по пути деревья. При этом родители в ожидании, пока ребёнок слезет с дерева, вынуждены выслушивать едкие замечания сердобольных прохожих по поводу их чёрствости. Попытки удержать непоседу часто безрезультатны. К сожалению, гиперактивность приводит ребёнка к частым травмам, больше всего при этом страдает голова. Причинами травм являются, с одной стороны, его непоседливость, суетливость, а с другой – неумение правильно оценить ситуацию.

У таких детей обнаруживаются нарушения координации, испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой, рисованием. Могут отмечаться также нарушения пространственной координации, которая проявляется в неловкости, неуклюжести. Они как бы не вписываются в пространство, натыкаются на углы, часто идут напролом, не обращая внимание на препятствия.
Для г\а детей характерны не только двигательная активность, но и чрезмерная болтовня. Даже играя сам с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух. Память у таких детей может быть в норме, но из-за крайней неустойчивости внимания её часто считают плохой. На самом деле ребёнок не помнит какую-либо информацию просто потому, что не видел или не слышал её.

В течение занятий ребёнок периодически отключатся, не замечая этого. Характерной чертой умственной деятельности является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отключается, не реагирует ни на что. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребёнок готов снова работать 5-10 минут. Дети с СДВГ имеют мерцающее сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции.

Он быстро утомляется умственно, хотя остаётся двигательно-активным до позднего вечера. Г\а ребёнок часто действует, не подумав, перебивает других, может встать посреди занятия без разрешения. Дети не умеют контролировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, подвержены частой смене настроения.
Г\а дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако если деятельность связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами. Деятельность г\а детей нецеленаправленна, не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления сверхактивность выражается в истериках, беспричинных приступах капризности, раздражения, плаксивости.

Непоследовательность и непредсказуемость делают этих детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения  со сверстниками. Такие дети требовательны, эгоистичны. Не всегда умеют сочувствовать, сопереживать. Не любят уступать, никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими.Вместе с тем, г\а дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди г\а детей могут быть и одарённые. Например, Д.Эдиссон и У. Черчилль относились к г\а детям и считались трудными подростками. Ему трудно само организоваться, поэтому он требует много внимания со стороны взрослых. Такие дети доставляют взрослым множество хлопот. Замечания и выговоры в этих случаях не помогают. Ребёнок часто и сам не рад, но справиться, убежать от самого себя не может. Г\а ребёнку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одёргивают и наказывают. В конце концов, его убеждают, что он ни на что н способен и что бестолковее него никого нет на всём свете. В результате ребёнок ожесточается. У него развивается отрицательная, часто агрессивная реакция на окружающих. Он становится неуправляемым, «трудным» ребёнком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а поэтому трудно исправима. Есть 2 всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-7 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Второй всплеск в 12-15 лет, связан с периодом полового созревания.

Характеристика гиперактивных детей (скромники)

Есть дети, которые, с точностью до наоборот, не бросаются в глаза: сидят тихо, ведут себя незаметно, редко участвуют в общем разговоре. Такой ребёнок как бы отсутствует: то ли смотрит куда-то в сторону, то ли думает о чём-то своём. А беседуя с глазу на глаз, не всегда можно понять, слышит ли он вас.Дети неловкие в движениях, плохо справляются с физкультурными упражнениями. Они долго включаются в работу, им нужно время, чтобы настроиться, собраться с мыслями, медленно переключаются с одного вида деятельности на другой. Медлительность таких детей вызывает раздражение у взрослых. Они стараются подгонять его, но в такой ситуации то теряется и ещё хуже справляется с заданием.

Основная проблема такого ребёнка – слабость процессов возбуждения. И если все выше перечисленные симптомы налицо и ярко выражены, неплохо бы обратиться к неврологу. Он нуждается в медикаментозном лечении.

Довольно частой чертой характера тихого, незаметного ребёнка является застенчивость и замкнутость. Такие дети в группе есть. ТАК ВОТ КАКИЕ ОНИ? Быть застенчивым – значит, бояться общения – это страх общения с другими людьми, особенно с незнакомыми. Бывает, что мысль о необходимости войти в контакт с незнакомыми людьми повергает человека в панический ужас. ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЗАСТЕНЧИВЫМ? Застенчивым людям живётся крайне нелегко, возможно даже тяжелее, чем детям, которым постоянно делают замечания:

  • Им трудно познакомиться;
  • Нелегко выразить своё мнение;
  • Они испытывают неловкость при общении;
  • Излишне сдержаны;
  • Не умеют показать себя;
  • Плохо соображают в присутствии других людей.

Как вы считаете: застенчивость и замкнутость – это одно и то же? Замкнутый ребёнок, в отличие от застенчивого, изначально не хочет общаться. Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими. Они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными. Застенчивых, замкнутых детей нельзя оставлять без внимания, т.к. неспособность общаться перерастает в недовольство собой и неуверенность в будущем. И если их не научить справляться со своей проблемой, то во взрослой жизни неуверенность им будет очень мешать.
Причины этого закладываются ещё в раннем детстве:

  • Помещение в больницу без мамы в ранние годы;
  • Болезненные медицинские манипуляции;
  • Прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье;
  • Родители не очень общительные и уверенные в себе;
  • Родители любят стыдить и читать мораль;
  • Избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребёнком;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....