Родительское собрание во второй младшей группе "Не хочу! Не буду! Не надо!: кризис 3-х лет"
консультация (младшая группа)

Галиханова Ралия Хабибяновна

Роителям очень важно знать об особенностях развития ребенка 3 - 3.5 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx31.49 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx256.97 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

во второй младшей группе (8 группа)

"Не хочу! Не буду! Не надо!: кризис 3-х лет"

                                                              Провели: Галиханова Р.Х.

                                                                          Олейник Л.Ф.

Г.Нефтекамск-2016г

Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.
Задачи: знакомство родителей с особенностями психического развития ребенка, особенностями протекания кризиса 3-х лет, научить родителей разделять понятия «негативизм», «упрямство», «капризность», «обесценивание».
Стимульный материал: карточки с ситуациями и вариантами их решений, лента.
План собрания:

  • Вручение благодарностей за подготовку группы и участка к новому учебному году.
  • Теоретическая часть с элементами анализа ситуаций «Основные признаки кризиса развития»
  • Упражнение «Ленточка».
  • Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей»
  • Возрастные особенности детей 3-4 лет: «Что должен уметь ребенок?»
  • Акция «Закрой окно - в доме ребенок»
  • Выбор родительского комитета.
  • Разное

Ход проведения собрания в детском саду:

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Прежде чем приступить к теме родительского собрания, разрешите поблагодарить вас за подготовку участка и группы к новому учебному году. (Вручение благодарностей)

Тема нашего собрания  «Не хочу! Не буду! Не надо!: кризис 3-х лет»

 «Основные признаки кризиса развития».

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Что же характерно для ребенка 3-4,5 лет? (Слайд №2). Прежде всего, физическое развитие, его бурный физический рост. У детей этого возраста велика потребность в движении, детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

  • Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности. Если да, то в чем это проявляется?

Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. Соответственно возникает кризис

В этот момент опасны не сами кризисы, а проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Как помочь ребенку выйти из него? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

В это время ребенку свойственно проявление некоторых отрицательных качеств, таких как негативизм, упрямство, капризность, симптом обесценивания.
(слайд3)

Давайте разберемся в этих понятиях, в особенностях проявления этих качеств и в решениях их преодоления.

Негативизм. (слайд4)
Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки, просьбы мамы начинает выполнять с точностью до «наоборот».

Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

СОВЕТ: - не давить на ребенка;
- не разговаривать в приказном тоне.

Упрямство. (слайд№5)
Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы». Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых, не восприятие ребенком мнения других людей, а настаивание на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный. Малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый сок. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах). Как же поступить маме в этой ситуации? (Не придавать большого значения – во время приступа не пытайтесь что-то внушать ребенку, это бесполезно, ругань не имеет смысла, не прибегайте к помощи посторонних, ребенку только это и нужно – просто возьмите его за руку и уведите – будьте в поведении с ребенком настойчивы).

Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал.

Как преодолеть упрямство? Прежде всего, не придавайте ему большого значения. Примите это как необходимость. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Капризность.(слайд№6)
Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!»..

Не путайте упрямство и капризы! Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, ему нравиться быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного – «Я не хочу».

Ситуация для анализа:
Трехлетний Илюша с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, по ее мнению, «эту бесцельную возню» и быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». 

Вопросы:
- Что это капризность или упрямство? (капризность и своеволие)
- Правильно ли поступила мама?
- Какие последствия такого поведения мамы?
- Что бы вы посоветовали маме?

Хочется подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление ребенка к самостоятельности. Это можно наблюдать даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, а иначе дети могут вырасти пассивными и ленивыми.

Ситуация для анализа:
Мать зовет дочку купаться.
- Не буду! Не хочу! – отвечает дочь.
- Но ты же сама только что просилась, я уже ванну с пеной сделала!
- Не хочу с пеной, хочу с солью!
- Но с солью мы сделаем завтра, а сейчас смотри, какая пена!
Тут в ванную заглядывает папа:
- Я сейчас сам буду купаться!
- У- у – у ! Хочу купаться! Папа, уйди!

Вопросы:
- Определите, в данной ситуации в больше степени проявляется капризность или упрямство? Обоснуйте свой ответ. (капризность).

Замечено, что:
- девочки капризничают чаще, чем мальчики;
- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Истерика. (слайд7)

Очень часто за капризом ребенка, в случае невыполнения его требований, наступает истерика. Для истерик у детей характерны:
- невероятная яркость,
- своего рода «игра на публику», 
- зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей.
Детская истерика сопровождается малыми припадками: 
- громогласный плач, 
- крики, 
- битье головой о стену или пол, 

Ситуация для анализа:
Дочка требует: «Купи мне шоколадку». Мама купила именно ту, на которую она показала. Дочка ее развернула и сказала, что эту не хочет, хочет другую. Мама ответила: «Ешь, что купили». После этих слов дочь завизжала, закричала, затопала ногами, упала на пол, сопли-слюни… Чего только мама не наслушалась. Хотела ее унести, но не смогла, так как в обеих руках сумки. Никто вокруг ее не поддержал! Самое мягкое высказывание продавцов было: «Выведите ребенка, он мешает работать!». Мать кое-как вытащила дочь на улицу, там она еще минут 15 орала. Мама еле-еле поймала машину. Только заехали во двор – истерика прекратилась.

Вопросы:
- Что же послужило тому, что истерика прекратилась?
- Бывали ли подобные ситуации у вас?
- Как вы выходили из них?

Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета.

Симптом обесценивания. (слайд8)

 «Симптом обесценивания» проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. С этим симптомом также связано обесценивание игрушки и отказ от нее, хотя совсем недавно это была любимая игрушка ребенка.

Упражнение «Ленточка»

Теперь представьте, что один из вас ребенок, другой – родитель. Вышли на улицу гулять. Мама переживает, вдруг малыш убежит. Что я тогда буду делать? Завязывает ребенку ноги. Ребенок начинает все хватать. Мама во благо ребенка завязывает ему руки. Потом глаза, чтобы ничего лишнего не увидеть. Потом рот, чтобы не сказал ничего лишнего. Потом уши, чтобы, не дай Бог, услышит что то лишнее.

 Вопросы «ребенку»:

1. Что чувствует ребенок, находясь в таком положении?

2. Какая часть ленточки вам больше всего мешает?

3. Какую часть ленточки больше всего хотелось бы снять?

(таким образом развязывается по очереди ленточка)

Завершение тренинга. 
Вручение «Памяток для родителей».


Способ разрешения кризиса развития невероятно важен для дальнейшего развития ребенка. Ребенок должен выйти из этого кризиса с набором положительных качеств и главная задача родителей – не допустить закрепления их негативных или крайних проявлений. 
И в заключении нашей встречи хочется всем вам вручить небольшие памятки с рекомендациями, которые помогут ребенку пережить кризис.
 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку пережить кризис».


1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года.
2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.
4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него. 
10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета». 

«Что должен знать ребенок 3-4 лет?»

Мы с вами обсудили психологическое состояние детей 3-4 лет. Но еще хочется затронуть тему «Что должен знать ребенок 3-4 лет?» Разберем этот вопрос в виде игры.

Номинация №1

Первый вопрос: «Сколько цветов должен знать ребенок?» (Слайд№10). Ответы родителей.

Второй вопрос: «Какие геометрические фигуры должен знать ребенок?» (Слайд№11). Ответы родителей.

Третий вопрос: «Должен ли ребенок ориентироваться в контрастных частях суток?» . (Слайд№12). Ответы родителей.

Четвертый вопрос: «Из скольких частей должен ребенок собирать разрезную картинку?» (Слайд№13). Ответы родителей.

Номинация №2

Да или нет?

1. Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого.

2. Замечает непорядок в шкафу и устраняет его при небольшой помощи взрослого.

3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, туалетной бумагой, расческой)

4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды и умывания.

Следующий вопрос родительского собрания «Закрой окно – в доме ребенок».

В последние месяцы в Башкирии участились случаи падения детей из окон. Родители! Не оставляйте окна открытыми. Строго запретите детям лазать на подоконники. Берегите своих детей.

Выбор родительского комитета. Подведение итогов за прошлый год председателем родительского комитета. Выбор родительского комитета на текущий год.

Спасибо за внимание! Надеюсь вас увидеть на следующем собрании в том же составе. Досвидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не хочу! Не буду! Не надо!: кризис Трех лет.

Слайд 2

Особенности развития ребенка 3-4.5 лет * Физическое развитие – бурный физический рост * Потребность в движении * Стремление к самостоятельности * Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице * Ребенок осознает себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями

Слайд 3

Основные симптомы кризиса 3-х лет Упрямство Негативизм Своеволие Капризность Симптом обесценивания Протест-бунт

Слайд 4

Негативизм Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию.

Слайд 5

Упрямство Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!»

Слайд 6

Капризность Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е . «Я так хочу и все!!!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

Слайд 7

Истерика Для истерик у детей характерны: - невероятная яркость , - своего рода «игра на публику», - зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей.

Слайд 8

Симптом обесценивания Все, что для ребенка было важно – теперь не имеет значения и не интересно. Например, он может разлюбить недавно любимую игрушку.

Слайд 9

Что должен уметь ребенок 3-4 лет? Знания и умения 1 2 3 4 Физическое развитие 1 2 3 4

Слайд 10

Сколько цветов должен знать ребенок в этом возрасте? Номинация №1 1

Слайд 11

Номинация №1 2 Какие геометрические фигуры должен знать ребенок?

Слайд 12

Номинация №1 3 Должен ли ребенок ориентироваться в контрастных частях суток? День Ночь Утро Вечер

Слайд 13

Номинация №1 4 Из скольких частей ребенок должен собирать разрезную картинку? Из 4-6 частей

Слайд 14

Номинация №2 Да или нет? Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого. 2. Замечает непорядок в шкафу и устраняет его при небольшой помощи взрослого 3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, туалетной бумагой, расческой) 4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды и умывания

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис трех лет. Пути преодоления»

Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис трех лет.   Пути преодоления»   Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов: Негативизм – неподчинение ...

Конспект выступления на родительском собрании во второй младшей группе. «Кризис трех лет»

В конспекте раскрыта тема кризиса трех лет. Показаны признаки этого периода и действия, помогающие преодолеть более легко этот  промежуток времени....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему : "Кризис трёх лет"

Родительское собрание во второй младшей группе на тему : "Кризис трёх лет"...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Маленький тиран ...или что такое кризис трех лет"

Конспект поможет раскрыть понятие "кризис 3 лет", обучить приемам общения с ребенком в этот период....

Родительское собрание во второй младшей группе "Адаптация ребенка в детском саду. Кризис 3х лет"

Термин адаптация (лат. adaptatio) означает «приспособление». Когда говорят про адаптацию ребенка в детском саду, имеют в виду его приспособление к новым условиям — это окружающие люд...