Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.
консультация

Федорова Зоя Владимировна

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.

                          «Играем и память развиваем!»

Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир.  Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Виды памяти:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

- словесно-логическая;

- двигательная.

Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:

-наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.

Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию?                                                   И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:

                                   «Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.                                                     Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.                  Проверь себя.

3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.                                                                                                                                         Проверь себя.

4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.                                                                                                                Проверь себя.

                                      Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку.                         «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».      Например: тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…

ЗАДАНИЕ 1.  Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.  Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

                                                 Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1. Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами.                                                                  -  Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.

- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

                                     Игра «Запахи и звуки».

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу.

- Что ты видишь? Расскажи.

Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь.

-  Что такое шум дождя?

Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя.

- Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

                                               

                                           

                                                  Игра «Вкус и запах»

Представь лимон (апельсин и т.д. )

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет? Расскажи об этом.

- Какого цвета?

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Нарисуй.

Сравни: например (расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?)

Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие  упражнения

Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

1.  Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.                                                                                                                                                                                                                                                                                       Вопросы к рассказу:

- Как звали мальчика?

- Что с ним случилось во время прогулки?

- Кто помог мальчику?

- Чем заканчивается рассказ?

2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

- Как звали девочку?

- Что она построила?

- Кого девочка хотела катать на машине?

- Что случилось во время игры?

- Как девочка оказала помощь мишке?

              Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.

                                           Игра «Заблудились животные»

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

1. Какие растения изображены на картинке?

2. Какие животные?

3. Может ли так быть?

4. Какие животные заблудились?

                                      Игра «Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

                                Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

                                             Игра «Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию памяти для детей 5-7лет.

Рекомендации для родителей по развитию  памяти для детей 5-7лет....

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР. «Играем и память развиваем!»

Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти....

Методические рекомендации для родителей по развитию памяти у детей седьмого года жизни

Особую роль в формировании памяти у дошкольников играют органы чувств. Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь события или группы событий, тем прочнее ложатся эти впечат...

«Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР»

В данной консультации родители могут ознакомиться с различными играми направленные на развитие ребенка с ЗПР....

Рекомендации для родителей по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации адресованы педагогам и родителям детей. Данный материал позволит педагогам и родителям научиться понимать и использовать различные способы взаимодействия с детьми для организации работы в...

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития  «Играем и память развиваем!»...