«Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР»
консультация

Маргарита Николаевна Михалёва

В данной консультации родители могут ознакомиться с различными играми направленные на развитие ребенка с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_razvitiyu_pamyati_u_detey_s_zpr.docx418.08 КБ
Файл buklet.docx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР»

https://babyart.ru/images/detailed/163/cc34f599-6922-11e6-9c1e-000c292e9c78_56e4fff4-0cf8-11ea-870d-000c292e9c78.jpegПамять – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти. 

Виды памяти: - образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная); - словесно-логическая;

- двигательная.

Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:

- наглядно-образный;

-словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?

Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти. Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:

  1. Игра в слова «Гуляем по зоопарку».

Пусть ребенок закроет глаза и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

https://smrebenok.ru/wp-content/uploads/2019/02/razvivayushchie_igry_dlya_detey_2_let.jpg.crop_display.jpgВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

  1. Игра «Снежки».

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3.

- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.

- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

РАССКАЖИ.

  1. Игра «Запахи и звуки».

ЗАДАНИЕ (всегда наблюдайте за природой, чтобы у ребенка был опыт).

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.

https://i.ytimg.com/vi/FOsXGhACzGI/maxresdefault.jpgПредставь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем? 

4. Игра «Вкус и запах».

ЗАДАНИЕ 1.

Представь лимон.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 2.

Нарисуй лимон.

ЗАДАНИЕ 3.

Представь апельсин.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.

- Какого цвета апельсин?

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 4.

Нарисуй апельсин.

ЗАДАНИЕ 5. Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?

5. «Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

Проверь себя.

3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

Проверь себя.

4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

Развитию словесно-логической памяти способствуют

следующие упражнения.

Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять.

https://storage.myseldon.com/news_pict_F2/F2BD9D502154E5E8C5CAFEC3223495CBПобежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть. 

Вопросы к рассказу:

- Как звали мальчика?

- Что с ним случилось во время прогулки?

- Кто помог мальчику?

- Чем заканчивается рассказ?

2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

- Как звали девочку?

- Что она построила?

- Кого девочка хотела катать на машине?

- Что случилось во время игры?

- Как девочка оказала помощь мишке?

Развитию зрительной памяти способствуют следующие упражнения.

  1. Игра « Заблудились животные»

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

https://medaboutme.ru/upload/iblock/b16/shutterstock_759338392.jpg1. Какие растения изображены на картинке?

2. Какие животные? 

3. Может ли так быть?

4. Какие животные заблудились?

2. Игра « Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

3. Игра « Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1.

Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их. Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

  1. Игра «Бусы».

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем разложить (нарисовать) такие же бусы на листе бумаги.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2359038/pub_5f7b831f952c3b370e8d91a2_5f7b9a3c48a2900c433bc6bc/scale_1200

Желаем Вам успехов!

Подготовила: учитель – дефектолог

по материалам сети интернет

МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка

Михалева Маргарита Николаевна


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию памяти для детей 5-7лет.

Рекомендации для родителей по развитию  памяти для детей 5-7лет....

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР. «Играем и память развиваем!»

Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти....

Методические рекомендации для родителей по развитию памяти у детей седьмого года жизни

Особую роль в формировании памяти у дошкольников играют органы чувств. Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь события или группы событий, тем прочнее ложатся эти впечат...

Рекомендации для родителей по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации адресованы педагогам и родителям детей. Данный материал позволит педагогам и родителям научиться понимать и использовать различные способы взаимодействия с детьми для организации работы в...

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития  «Играем и память развиваем!»...

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР....