Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду
консультация (младшая группа)

Синельникова Екатерина Александровна

Терапевтическая сказка подсказывает и направляет, помогает осознать то, к чему могут привести те или иные действия. Через сказку происходит принятие чувств героя, обоснование его поведения и поступков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Терапевтическая сказка87.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретенные к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимы. Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. Поэтому в период адаптации к детскому садику родителям важно читать сказки своим детям.C:\Users\Asus\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\yfm6RN7HqZM.JPG

Сказка позволит ребёнку пережить, «проиграть» ситуацию, найти выход из нее и стать более уверенными в себе. Прослушивая сказку, ребенок станет идентифицировать себя с главным героем. Слушая сказки, ребенок сопереживает герою, ставит себя на место героя, разделяет его мнение, чувства и тем самым быстро учиться смотреть на ситуацию глазами этого героя. Ребенок начинает понимать, что если герой справился с этой темой, «значит, и я справлюсь» – начинает думать ребенок.

Как правильно читать терапевтическую сказку.

Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка - девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

Можно добавить в сказки сюжеты из жизни вашего малыша - это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

Не делайте из сказки занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто - плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль, разыграть сюжет можно с вырезанными картинками.

Сказка Т. Нененко «Зайчик и детский сад».

На опушке леса в уютном деревянном домике жила - была заячья семья: папа - заяц, мама - зайчиха и малыш зайчик по имени Кексик.

Кексик был очень мал, поэтому мама носила его на своих лапках и кормила молоком из бутылочки. А когда зайчик засыпал, мама зайчиха готовила еду и делала уборку. Когда Кексик просыпался, то начинал плакать, ведь он не умел разговаривать. Тогда мама - зайчиха снова качала его на своих лапках, пела весёлую песенку и зайчик успокаивался.

Шло время. Кексик рос не по дням, а по часам. Он научился ползать, затем ходить и прыгать. А затем и разговаривать.

Однажды зайчик проснулся утром и захотел позавтракать свежей морковкой. Но морковки дома не оказалось, и зайчик расстроился.

- Не грусти, Кексик. Я схожу в магазин в соседний сосновый бор и куплю тебе морковку, - сказала мама.

- А как же я? Мне будет скучно сидеть дома одному, пока ты ходишь в магазин, - произнёс зайчик.

_ Не волнуйся! Скучать не придётся. Я отведу тебя в одно замечательное место, которое называется детский сад. Там собираются детишки - зверушки со всего нашего леса. Ты поиграешь с ними немного, а я в это время схожу за морковкой. Когда я вернусь, мы с тобою пойдём домой и покушаем вкусную свежую морковку. Ты согласен? - спросила мама - зайчиха.

- Да! - согласился Кексик.

Сказано - сделано. Мама отвела зайчика в детский сад, а сама ушла в магазин. Сначала Кексику стало тоскливо без мамы, и он, забившись в угол, тихонько заплакал. К зайчику подошла добрая воспитательница - медведица, погладила его по голове и отвела к детям. Кексик увидел, что все зверушки беззаботно играют друг с другом, и никто не грустит. Кексик заметил, что в саду есть множество разнообразных игрушек. И ему стало интересно! Он присоединился к детям и начал играть с ними в весёлые игры.

Наступило время обеда, и тут пришла мама - зайчиха с полной корзиной свежей морковки. Зайчик увидел маму и запрыгал от радости. Мама тоже была счастлива видеть своего малыша. Она обняла Кексика и сказала:

- Какой ты у меня стал самостоятельный! Я так горжусь тобой!

Затем мама зайчиха взяла зайчика за лапку, и они вместе поскакали домой. А дома их ждал папа - заяц, он как раз пришёл с работы на обед. Вся заячья семья покушала свежую морковку и осталась очень довольна.

Вопрос для обсуждения с ребёнком: Почему зайчик полюбил детский сад?

Сказка О.В. Хухлаевой как Кенгуреныш стал самостоятельным.

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку.

Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще Дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые Дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин — ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопрос для обсуждения с ребёнком: Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы?

Сказка «Зайчик идет в детский сад».

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и  расстраивался, что мама его не заберет вечером из детского сада. Он все время спрашивал: мама, а ты вечером меня заберешь?

- Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы. Но зайка все никак не мог в это поверить и спрашивал все снова и снова.

Случайно этот разговор услышал Слоненок. Он ходил в ту же группу, что и зайка и спросил у Зайки на прогулке:

- Зайка, неужели ты боишься, что мама тебя не заберет домой?

- Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня - ответил Зайка.

На это Слоненок сказал: Ты чего, Зайка. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки. Зайка спросил: Совсем-совсем пустой? Слоненок ответил: Совсем-совсем. Детки только утром приходят в садик. Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой. Когда вечером зверятки поужинали, то Слоненок и Зайчонок стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львенка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним, Слоненку и Зайчонку не удалось посмотреть. Так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайчонку так нравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.

Вопрос для обсуждения с ребёнком: Почему зайчик переживал? С кем подружился зайчик в садике?

Сказка о Машеньке (если ребёнок грустит в детском саду).

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.

На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, ела кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился - Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками. Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.

И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали… А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап… И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работу, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.

Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил - а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь:

- Дай, - говорит, - я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь!

Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть.

С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка, и никогда в садике больше не грустит.

Вопрос для обсуждения с ребёнком: Почему Маша плакала? С кем подружился Машенька в садике? Как Семён помог Машеньке?

                                                                               

                                                                                 Консультацию подготовила:

                                                                                 педагог-психолог МДОАУ №101

                                                                                 г. Оренбурга

                                                                                 Синельникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к детскому саду.

В этой статье я хочу осветить причины основных проблем адаптации детей к детскому саду....

Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду.

Как помочь ребёнку преодолеть адаптационный стресс? Чтобы решить данную проблему, прежде всего необходимо понять, что же в младшем возрасте наиболее близко ребёнку?  Это сказка! Сказкотерапия...

Терапевтические сказки для детей, имеющие страхи

Терапевтические сказки для детей, имеющие страхи....

Трудности адаптации в детском саду.

Статья о наболевшем. О трудной адаптации детей. Советы, как избежать трудности при адаптации детей к детскому саду....

Консультация для родителей «Логоритмика для детей, имеющих речевые нарушения в детском саду»

Что такое логоритмика в детском саду? Кому полезны такие занятия? Чем логоритмика помогает детям с тяжелыми нарушениями речи....

Терепевтические сказки для детей с трудностями адаптации к детскому саду.

Терепевтические  сказки. (с ссылкой на интернет-ресурс)...