Консультация для родителей по теме - Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности у детей дошкольного возраста
материал

Худи Анна Ильинична

консультация для родителей по теме - Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Картотека дидактических игр на развитие тактильной чувствительности.

«Человеческие прикосновения»

  • пальчиковые игры;
  • физическая стимуляция: прикосновения к ребенку, установление тактильного контакта, тормошение, возня;
  • игры и игровые упражнения (например, «Сорока – белобока», «Ку – ку!», «Догоню – догоню!», «Змейка!» и т.д.)
  •  пассивный / активный массаж;
  •  массаж пальцев и кистей рук.

Игры с тактильными дощечками

Вам понадобятся: 10 дощечек с порядковыми номерами.

Наклеить:

№1-искусственный или натуральный мех

№2 - наждачная бумага

№3 - ткань (байка, фланель и т.д)

№4 - накапать расплавленный воск

№5 - кусок веревки или шнурок

№6 - спички или какие - либо палочки

№7 - разломанные пополам спички

№8 - целлофан, клеенка или фольга

№9 - бархат, бархатная бумага

№10 - рубчатая ткань (вельвет, джинс).

Действия:

  • ощупывание табличек, расположенных по порядку;
  • определение гладкости – шершавости;
  • работа над тактильной памятью.

Ход игры:

Начинать работу с 2-3 табличек, постепенно увеличивая их количество.

Ребенку дается задание ощупать таблички и запоминать как они лежат. Затем таблички перемешиваются и ребенок восстанавливает на ощупь последовательность расположения табличек.

Твёрдый - мягкий

Вам понадобятся: камень, деревянные бруски, металлические предметы, пластмассовые игрушки, вата, мягкие игрушки, одежда и т. д.

Практические действия:

  • Твердые - ощупывают, надавливают, стучат, сжимают, бросают, дуют.
  • Мягкие - ощупывают, сжимают, стучат, бросают, дуют.

Игра: «Найди на ощупь»

Вязкий – липкий

Вам понадобятся: варенье, желе, тесто, глина, пластилин

  • Опустить пальчики в варенье.

- Что почувствовали?

  • Соприкоснуться пальчиками, намазанными вареньем.
  • Опустить пальчики (руку) в желеобразную массу, размазать желе по столу, стеклу.
  • Помять кусочки глины, пластилина, теста.
  • Оставить отпечатки.

Игры с водой

Вам понадобятся: большие пластиковые бутылки, стаканчики, игрушки, различные ёмкости, ложка и таз, кораблики, кукла и игрушки (животные, птицы), мыло, мочалка, соль, сахар, акварельные краски, тряпочки и губки, кукольная одежда, молоко, прозрачные предметы.

  • Возня с водой.
  • Брызгание водой, ударять ладошками по воде, подержать ладошку под струей душа (дождь), сравнить ощущения.
  • Наполнение различных сосудов водой из – под крана (обратить внимание на то, как емкость заполняется водой).
  • Наполнив таз водой организовать игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
  • Переливание воды из одной посуды в другую.
  • Наливать воду через воронку.
  • Сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком.
  • Превращение таза с водой в «море», по которому плывут кораблики.
  • Чтение стихотворения «Кораблик».
  • Игра «Чудесный мешочек» (цель – найти куклу – голыша для его купания).
  • Купание куклы с определением температуры воды, ее регулирование, с закрытыми глазами мыльной рукой моют куклу, определяя и называя части тела; моют куклу мочалкой.
  • Взбивание мыльной пены.
  • Мытье кукольной посуды.
  • Мытье рук с мылом (круговые движения мыльными руками, мокрыми руками, сухими), сравнений ощущений.
  • Растворить соль, сахар в воде. Понаблюдать, что в теплой и горячей воде они растворяются быстрее. Сделать соответствующий вывод.
  • Растворение акварельных красок в воде («Волшебная цветная вода», приготовление кукольного обеда: красная вода – томатный сок, белая – молоко, оранжевая – фанта, черная – кофе и т.д.).
  • Фокус с бутылочками (получение цветной воды).
  • Стирка кукольной одежды.
  • Вытирание разлившейся воды тряпкой, губкой

 ( определение на ощупь мокрый – сухой, определение скорости впитывания быстро – медленно).

  • Сравнение стакана воды со стаканом молока, поместив в них ложку.
  • Посмотреть сквозь стакан без воды, а затем с водой, сделать вывод о прозрачности воды.
  • Выбрать из сложенных на столе предметов только прозрачные (стекло, слюду, кальку, очки, стакан).
  • Дать подержать пустую бутылку, затем налить в нее воды. Сравнить вес при помощи рук.

Игры с песком

Вам понадобятся: ёмкость с чистым просеянным  песком, игрушки, формочки, лопатки, воронка, трубочки, камни, сито  Можно играть на даче, на детской площадке.

Игра «Отпечатки наших рук»

•      Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях. Затем ребенок пытается рассказать, что он чувствует.

•      Взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх. Аналогичная работа.

  • «Поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).
  • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.

«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

•      Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка и т.д.).

•      Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком.

•      Группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять; понаблюдать загадочные следы;

•      «Поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера; при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх – вниз»; для сравнения ощущений можно проделать то же упражнение по поверхности стола.

                                                         Игры с пластилином, глиной, тестом

Вам понадобятся: пластилин разных цветов, стека, глина, тесто

  • Помять кусок пластилина в руках (разогреть) – сравнить ощущения каким был пластилин сначала и после того, как его помяли.
  • Отщипывание кусочков.
  • Скатывание шариков из красного пластилина круговыми движениями – «ягодки».
  • Раскатывание колбасок движениями вперед – назад между ладонями, на плоскости.
  • Разрезание коричневого пластилина стекой на кусочки  -  «хлеб».
  • Скатывание толстых колбасок из пластилина – «грядки».
  • Чтение стихотворения про овощи.
  • «Сажаем овощи» (использование предметов заместителей: горох -репка, красная фасоль – картофель, разноцветная мозаика – помидоры, огурцы и т.д.).

Игры с крупами, природными материалами

Вам понадобятся: крупы, емкости, совок, непрозрачные мешочки с крупами, сито, игрушки, пластилин, природный материал: шишки, листья, желуди, семена и т.д.

  • Опускать руки в миски с разными крупами, природными материалами, сравнить ощущения.
  • Пересыпание руками материалов из одной емкости в другую.
  • Покатать по руке различные природные материалы.

                                             Игра «Чудесный мешочек»

  • Растирание круп между ладошками, сравнение ощущений.
  • Пересыпание круп при помощи рук, совка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую.
  • Сделать «дождь или град».
  • По рассыпанной на полу крупе походить босиком или в носках.
  • Игра «Золушка» (перебирание круп).
  • «Волшебное сито». Смешаны рис и манка, перебирают руками, а затем через сито. Игра «Найди такую же крупу» (на ощупь).
  • Найти мелкие игрушки, спрятанные в крупах.
  • Выкладывание узора путем чередования круп.
  • Вдавливание горошин в кусочек коричневого пластилина – «шоколад с орехами»

                                           Игры с тканью, бумагой

Вам понадобятся: бумага различной фактуры, ткани различной фактуры, ножницы, карандаши

  • Ощупывание различных видов бумаги, определение толщины, фактуры.
  • Игра «Найди на ощупь пару».
  • Действия с бумагой, тканью: мять и разглаживать руками, рвать и резать, складывать пополам, скатывать в трубочку.
  • Обвести ладошку на бумаге.
  • Ощупывание разных видов ткани.
  • Проводить различными кусочками ткани по рукам, ногам, лицу. Выяснить, какие ткани вызвали положительные ощущения.

                                                  Игра «Найди на ощупь пару»

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики,  помогут вам в установлении положительного эмоционального контакта с ребёнком, расширят представления о микро и макро пространстве,  улучшат двигательные и  моторные функции, разовьют коммуникативные навыки у ребёнка, позволят сделать жизнь более интересной и насыщенной, улучшат эмоциональное состояние детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Данный материал содержит рекомендации для родителей ...

Консультация для родителей «Игры для развития тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

        Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные...

Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Цель – Познакомить родителей с дидактическими играми как средством формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...