Консультация для родителей по теме - Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности у детей дошкольного возраста
материал
консультация для родителей по теме - Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности у детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Картотека дидактических игр на развитие тактильной чувствительности.
«Человеческие прикосновения»
- пальчиковые игры;
- физическая стимуляция: прикосновения к ребенку, установление тактильного контакта, тормошение, возня;
- игры и игровые упражнения (например, «Сорока – белобока», «Ку – ку!», «Догоню – догоню!», «Змейка!» и т.д.)
- пассивный / активный массаж;
- массаж пальцев и кистей рук.
Игры с тактильными дощечками
Вам понадобятся: 10 дощечек с порядковыми номерами.
Наклеить:
№1-искусственный или натуральный мех
№2 - наждачная бумага
№3 - ткань (байка, фланель и т.д)
№4 - накапать расплавленный воск
№5 - кусок веревки или шнурок
№6 - спички или какие - либо палочки
№7 - разломанные пополам спички
№8 - целлофан, клеенка или фольга
№9 - бархат, бархатная бумага
№10 - рубчатая ткань (вельвет, джинс).
Действия:
- ощупывание табличек, расположенных по порядку;
- определение гладкости – шершавости;
- работа над тактильной памятью.
Ход игры:
Начинать работу с 2-3 табличек, постепенно увеличивая их количество.
Ребенку дается задание ощупать таблички и запоминать как они лежат. Затем таблички перемешиваются и ребенок восстанавливает на ощупь последовательность расположения табличек.
Твёрдый - мягкий
Вам понадобятся: камень, деревянные бруски, металлические предметы, пластмассовые игрушки, вата, мягкие игрушки, одежда и т. д.
Практические действия:
- Твердые - ощупывают, надавливают, стучат, сжимают, бросают, дуют.
- Мягкие - ощупывают, сжимают, стучат, бросают, дуют.
Игра: «Найди на ощупь»
Вязкий – липкий
Вам понадобятся: варенье, желе, тесто, глина, пластилин
- Опустить пальчики в варенье.
- Что почувствовали?
- Соприкоснуться пальчиками, намазанными вареньем.
- Опустить пальчики (руку) в желеобразную массу, размазать желе по столу, стеклу.
- Помять кусочки глины, пластилина, теста.
- Оставить отпечатки.
Игры с водой
Вам понадобятся: большие пластиковые бутылки, стаканчики, игрушки, различные ёмкости, ложка и таз, кораблики, кукла и игрушки (животные, птицы), мыло, мочалка, соль, сахар, акварельные краски, тряпочки и губки, кукольная одежда, молоко, прозрачные предметы.
- Возня с водой.
- Брызгание водой, ударять ладошками по воде, подержать ладошку под струей душа (дождь), сравнить ощущения.
- Наполнение различных сосудов водой из – под крана (обратить внимание на то, как емкость заполняется водой).
- Наполнив таз водой организовать игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
- Переливание воды из одной посуды в другую.
- Наливать воду через воронку.
- Сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком.
- Превращение таза с водой в «море», по которому плывут кораблики.
- Чтение стихотворения «Кораблик».
- Игра «Чудесный мешочек» (цель – найти куклу – голыша для его купания).
- Купание куклы с определением температуры воды, ее регулирование, с закрытыми глазами мыльной рукой моют куклу, определяя и называя части тела; моют куклу мочалкой.
- Взбивание мыльной пены.
- Мытье кукольной посуды.
- Мытье рук с мылом (круговые движения мыльными руками, мокрыми руками, сухими), сравнений ощущений.
- Растворить соль, сахар в воде. Понаблюдать, что в теплой и горячей воде они растворяются быстрее. Сделать соответствующий вывод.
- Растворение акварельных красок в воде («Волшебная цветная вода», приготовление кукольного обеда: красная вода – томатный сок, белая – молоко, оранжевая – фанта, черная – кофе и т.д.).
- Фокус с бутылочками (получение цветной воды).
- Стирка кукольной одежды.
- Вытирание разлившейся воды тряпкой, губкой
( определение на ощупь мокрый – сухой, определение скорости впитывания быстро – медленно).
- Сравнение стакана воды со стаканом молока, поместив в них ложку.
- Посмотреть сквозь стакан без воды, а затем с водой, сделать вывод о прозрачности воды.
- Выбрать из сложенных на столе предметов только прозрачные (стекло, слюду, кальку, очки, стакан).
- Дать подержать пустую бутылку, затем налить в нее воды. Сравнить вес при помощи рук.
Игры с песком
Вам понадобятся: ёмкость с чистым просеянным песком, игрушки, формочки, лопатки, воронка, трубочки, камни, сито Можно играть на даче, на детской площадке.
Игра «Отпечатки наших рук»
• Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях. Затем ребенок пытается рассказать, что он чувствует.
• Взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх. Аналогичная работа.
- «Поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).
- Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
• Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка и т.д.).
• Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком.
• Группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять; понаблюдать загадочные следы;
• «Поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера; при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх – вниз»; для сравнения ощущений можно проделать то же упражнение по поверхности стола.
Игры с пластилином, глиной, тестом
Вам понадобятся: пластилин разных цветов, стека, глина, тесто
- Помять кусок пластилина в руках (разогреть) – сравнить ощущения каким был пластилин сначала и после того, как его помяли.
- Отщипывание кусочков.
- Скатывание шариков из красного пластилина круговыми движениями – «ягодки».
- Раскатывание колбасок движениями вперед – назад между ладонями, на плоскости.
- Разрезание коричневого пластилина стекой на кусочки - «хлеб».
- Скатывание толстых колбасок из пластилина – «грядки».
- Чтение стихотворения про овощи.
- «Сажаем овощи» (использование предметов заместителей: горох -репка, красная фасоль – картофель, разноцветная мозаика – помидоры, огурцы и т.д.).
Игры с крупами, природными материалами
Вам понадобятся: крупы, емкости, совок, непрозрачные мешочки с крупами, сито, игрушки, пластилин, природный материал: шишки, листья, желуди, семена и т.д.
- Опускать руки в миски с разными крупами, природными материалами, сравнить ощущения.
- Пересыпание руками материалов из одной емкости в другую.
- Покатать по руке различные природные материалы.
Игра «Чудесный мешочек»
- Растирание круп между ладошками, сравнение ощущений.
- Пересыпание круп при помощи рук, совка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую.
- Сделать «дождь или град».
- По рассыпанной на полу крупе походить босиком или в носках.
- Игра «Золушка» (перебирание круп).
- «Волшебное сито». Смешаны рис и манка, перебирают руками, а затем через сито. Игра «Найди такую же крупу» (на ощупь).
- Найти мелкие игрушки, спрятанные в крупах.
- Выкладывание узора путем чередования круп.
- Вдавливание горошин в кусочек коричневого пластилина – «шоколад с орехами»
Игры с тканью, бумагой
Вам понадобятся: бумага различной фактуры, ткани различной фактуры, ножницы, карандаши
- Ощупывание различных видов бумаги, определение толщины, фактуры.
- Игра «Найди на ощупь пару».
- Действия с бумагой, тканью: мять и разглаживать руками, рвать и резать, складывать пополам, скатывать в трубочку.
- Обвести ладошку на бумаге.
- Ощупывание разных видов ткани.
- Проводить различными кусочками ткани по рукам, ногам, лицу. Выяснить, какие ткани вызвали положительные ощущения.
Игра «Найди на ощупь пару»
Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики, помогут вам в установлении положительного эмоционального контакта с ребёнком, расширят представления о микро и макро пространстве, улучшат двигательные и моторные функции, разовьют коммуникативные навыки у ребёнка, позволят сделать жизнь более интересной и насыщенной, улучшат эмоциональное состояние детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей по теме «Дидактические игры – как средство формирования правильного произношения детей дошкольного возраста»
Знакомство родителей с использованием дидактических игр...
Консультация для родителей: Роль музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Данный материал содержит рекомендации для родителей ...
Консультация для родителей «Игры для развития тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные...
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Цель – Познакомить родителей с дидактическими играми как средством формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...