Картотека пальчиковых игр.
учебно-методический материал
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивает мозг ребёнка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игры | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Наш детский сад Пальчики Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Это Маша, начиная с мизинца).
|
Овощи Овощи.
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца Овощи. Раз, два, три, четыре, пять Будем овощи считать. Раз - капуста, Два - лучок, Три - румяный кабачок. Четыре - свекла, Репа - пять. Все успели посчитать! Капуста. Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.) Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.) Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.) Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.) Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.) Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.) Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.) И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.) Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.) С базара однажды хозяйка пришла… С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу) С базара хозяйка домой принесла: (по очереди загибаем на руках пальцы) Капусту, Картошку, Морковку Свеклу, Петрушку и горох. Ох!.. (хлопок в ладоши) |
Фрукты Апельсин.
Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Катилось яблочко по огороду (Сложите руку в кулак и покрутите кулаком.) «Фрукты» Я у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке) Фрукты собираю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке) Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке) С дерева срываю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке) «Яблоко» Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга) Еж в нору принес («ежик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой) Наливное, сладкое (округляют ладони, поворачивая их в стороны) Ежихе преподнес. («ежик») «Фрукты» Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы) Много фруктов есть на свете! Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца) Абрикосы, мандарины, И бананы, и гранаты Витаминами богаты. «Компот» Будем мы варить компот – Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают») Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого) Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают») |
Деревья Яблонька. Клён.
«Ветер по лесу летал». Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями) Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол). «Осинка». Зябнет осинка, дрожит на ветру, (раздвинув пальцы на руках, трясут руками) Стынет на солнышке, мерзнет в жару…(сжимают и разжимают пальцы рук) Дайте осинке пальто и ботинки: Надо согреться бедной осинке. (соединяют пальцы рук вместе и дуют на них) Деревья. На березе, на осине (сжимают и разжимают кулачки) Догорели листья… Дунул ветер, и рябина (разжимают кулачки и тихонько кладут ладони на стол) Уронила кисти… Дождик моет желтый луг (поглаживание кисти правой, затем левой руки) Ржавый и шершавый И земля вздыхает:- Уф!.. Отдохну, пожалуй… (спокойно положить руки на стол) |
Грибы «Этот пальчик в лес пошел…» Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Ну а этот все поел, От того и потолстел. (Массировать каждый пальчик по очереди) «Грибы». «По грибы» В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху) Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки) Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей») Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках) «За грибами» Мы идем дорожками, Мы идем тропинками, (сжимают и разжимают кулачки) Мы идем с лукошками, Мы идем с корзинками. («шагают» пальчиками по столу) Прямо за опушкой вдруг Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы) И пенек с опенками под рябинкой тонкою. Крепкий подберезовик вырос под березою, Красный подосиновик вырос под осиною. «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают пальцы) Мы идем грибы искать. (поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. «Грибы» Топ-топ – пять шагов, («шагают» пальчиками по столу) В туесочке пять грибов. (переплести пальцы обеих рук) Мухомор красный – гриб опасный. (поочередно загибают по одному пальцу) А второй – лисичка, рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, розовое ушко. А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок. Пятый гриб – белый, ешь его смело! «Опята» На пеньке живет семья, (одна рука сжата в кулак, прикрыта ладошкой другой руки) Мама, папа, братья, я. (ладошку снимают, пальчики поочередно разжимаются) Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх) Есть у каждого своя. («крыша» из ладошек) |
Перелетные птицы Грачи.
- "До свиданья, до свиданья, - Возвращайтесь поскорей!" - - Провожаем, провожаем - В путь-дорогу журавлей. Машем ручкой вслед птицам. Перелетные птицы. Перелетные птицы. Снова осень наступает, (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке) Птицы гнезда покидают, (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке) В стаи собираются, (сжать пальцы в «замок») До весны прощаются. (по очереди соединять пальцы обеих рук) Перелетные птицы. Птицы перелетные Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз. В стаи собираются, Сжимают пальцы рук в кулаки. В края теплые летят, Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз. До весны прощаются. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются». Стаи журавлиные, Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. |
Осень «Осень» Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки) Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем) Птицы к югу полетели, (Изображаем крылья) Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши) «Осенние листья». Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Раз-два-три-четыре-пять- Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулаки.) Листья березы, листья рябины, Листья осины, Листики дуба мы соберем, (Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу.) Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулаки.) Осень.
|
Семья "Семья" (поочередно загибаем пальцы, начиная с большого) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья! Семья
|
Наше тело и предметы гигиены Ладушки ладошки ( Выполняются движения по тексту стихотворения.) Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Строили ладошки Домик для матрешки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Хлопали ладошки Танцевали ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Прятки (Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках) В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. Отдохнем - Наши пальчики просулись, - Потянулись, потянулись… - И встряхунлись… -выполняем все эти движения - По ладошке побежали -по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот - Побежали, побежали, - Поскакали, поскакали -изобразите эти движения - И устали. Сели отдыхать -потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени «Человечек» Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы) Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку) Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг) Ножки, ручки, глазки, ротик И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки) Получился человечек. (развести руки в стороны) «Тело» Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела) На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина, Но она всего одна. «Голова» Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела) Уха два и мочки две. Брови. Скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки. Нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой! Предметы гигиены Ах вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук») Будем чистыми всегда! Брызги-вправо, брызги –влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду) Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем) Вытрем ручки очень быстро. |
Одежда «Гномики- прачки» Жили-были в домике Стирка
Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы) Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину») Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой) Шила для Алешеньки. Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы) С белыми ромашками? Бабушка старалась, («шьют» иголкой) Шила для Наташеньки. «Одежда» В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу) А во вторник – платье шила. В среду – фартук вышивала, А в четверг – белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы. «Рукавички» Рукавички новые, (сжимают и разжимают пальцы рук) Теплые, пуховые. Мне их бабушка связала, (делают движения, словно вяжут) Подарила и сказала: «Вот теперь у внучки (сжимают и разжимают пальцы рук) Не озябнут ручки». |
Обувь и головные уборы «Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.) Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегаем, Вдоль по улице шагаем, После лезем под кровать, (Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.) Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.) Обувь.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...