Консультация для родителей "Что и как читать детям дома"
консультация

Рекомендации по домашнему чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Что и как читать дома детям»

«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной

и ночной труд, вечное чтение»

(А.П. Чехов)

Социологи и психологи всего мира утверждают, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Именно в дошкольном детстве начинает складываться начитанность: дети знакомятся с русским и мировым фольклором от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до былин, и сказов, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Г-Х Андерсена. К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А.  Милна, А. Лингрен и многих других.

Что, как и когда мы можем сделать для детей по привлечению к их чтению? И что же приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества: Во-первых, пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути  становления творческой личности.
 Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво. 
В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.

Для того чтобы грамотно руководить процессом приобщения детей к чтению, предлагаем наши советы:

- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребенка отношение к чтению как к удовольствию: цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь) и т.п. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером.

- Наглядно демонстрируйте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и              получайте в качестве подарков. В семье должна быть домашняя библиотека.

- Читайте ребенку вслух ежедневно. Подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг.

- Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать, отмечая данный факт как неоспоримое достоинство человека. Хвалите приятелей ребенка, если они уже умеют читать, но избегайте упреков: дескать, вон они какие молодцы, а ты …

- Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

- Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребенком (даже его имитацию: чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц в нужном месте).

- Не прекращайте чтение вслух тогда, когда ваш ребенок научится читать достаточно бегло. Читать ему все равно еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. Чтение вслух сближает взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразить свои впечатления, возникшие после прочитанного.

- Посетите с ребенком библиотеку и научите пользоваться ее фондами. Регулярно посещайте библиотеку в дальнейшем.

- Предоставьте ребенку возможность самому выбирать книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.д.) по интересующей его тематике.

- Подпишитесь на детские журналы на имя ребенка с учетом его интересов и увлечений (при его непосредственном участии).

- Во время поездки (на поезде, в машине, самолете) предлагайте ребенку видео- и аудиозаписи знакомых литературных произведений.

- После просмотра фильма предложите ребенку прочитать книгу, по мотивам которой он был написан.

- Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации, нарисуйте вместе с ребенком полюбившихся персонажей, «оживите» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани. Связав и т.д., разыграйте домашний спектакль, придумайте свой конец сказки или рассказа.

- Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите ребенка правилам обращения с ними: не брать грязными руками, не перегибать книгу, не класть в нее карандаши, ручки и другие предметы – от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы, хранить в специально отведенном месте.

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

- Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.

- Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраст читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

- Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?». Обязательно пользуйтесь закладкой.

- Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворение.

- Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.

- Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говориться.

- Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Как и что читать детям дома?"

Совместное чтение- это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому....

«Что читать детям дома для детей 4-5 лет»

Консультация для родителей:...

Консультация для родителей "Что и как читать детям дома"

Консультация для родителей в выборе подходящих книг для детей в соответствии с возрастом....

Консультация для родителей "Как и что читать детям дома?"

Приобщение человека к чтению художественной литературы должно начинаться в раннем возрасте, что подтверждается многовековым опытом наших предков, создавших произведения фольклора, ориентированные сопр...