Трудовое воспитание в подготовительном возрасте
консультация (подготовительная группа)
Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труду много внимания уделялось в народной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание
Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей
Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труду много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Труд человека кормит, а лень портит», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». - JI. Толстой).
В работах классиков труд рассматривается как одна из ведущих общечеловеческих ценностей воспитания и развития личности. Изменения, произошедшие в политических и социально-экономических условиях современного общества, несомненно, сказались на условиях организации трудового воспитания в образовательных учреждениях. Основной задачей современного детского сада является помощь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми.
Чтобы выполнять свою работу профессионально компетентно и юридически грамотно, каждый педагог должен быть ознакомлен с нормативной документацией. Это позволяет реализовать воспитательный процесс на качественном уровне и достигнуть всех поставленных задач, предъявляемых к воспитанию детей на дошкольном этапе развития.
Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности. Согласно п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста является обязательным направлением раздела социально-культурного развития содержания Программы, которое, в свою очередь, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей к различным видам деятельности. На основе образовательной программы ДОУ, разработанной с учетом требований ФГОС ДО, педагог разрабатывает рабочую программу.
Каковы же цели и задачи трудового воспитания? Методическими рекомендациями обозначены следующие «цели, связанные с воспитанием детей и подростков:
- воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своём личностном и профессиональном росте, путём создания педагогических, психологических и социальных условий;
- содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
- прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворённости своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. сформированные навыки самообслуживания;
2. устойчивый интерес к труду взрослых;
3. готовность оказывать взрослым посильную помощь;
4. формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.»
Все содержание труда, доступного дошкольникам, представлено в пяти видах:
- самообслуживание;
- бытовой труд;
- труд на природе;
- ручной труд;
- умственный труд.
Труд по самообслуживанию требует от ребенка постоянных трудовых усилий. Согласно Методических рекомендаций: «В дошкольных образовательных организациях основным видом труда ребёнка является самообслуживание, которое имеет большое воспитательное значение - формирует у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия, вооружает навыками. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий (одеваться, умываться, самостоятельно принимать пищу, убирать за coбой игрушки) приучает детей к систематическому труду.»
Тот, кто лишает ребенка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.
Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным - тренируйте его в разнообразном физическом труде.
Вы хотите видеть его умным и образованным - заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственной работе.
Вы хотите видеть его всегда веселым и жизнерадостным - не дайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел непоколебимую волю и мужественный характер - не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.
Вы желаете, чтобы Ваш ребенок был чутким и отзывчивым, что бы он был хорошим товарищем и верным другом - создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым человеком - научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.
Воспитание есть цепь непрерывных все усложняющихся упражнений в разнообразных видах труда!
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
1. Без труда нет плода.
2. Воля и труд дивные всходы дают.
3. Маленькое дело лучше большого безделья.
4. Советы хорошо, а дело лучше.
5. Поспешишь - людей насмешишь.
6. Не спеши языком - торопись делом.
7. Умелые руки не знают скуки.
8. Дело мастера боится.
9. Сделал дело - гуляй смело.
10. Скучен день до вечера - коли делать нечего.
11. Что на месте лежит, то само в руки бежит.
12. В деле не сила нужна, а умение.
13. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
14. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
15. Где охота и труд - там поля цветут.
16. Птицуузнают в полете - человека в работе.
17. Кто первый в труде - тому слава везде.
18. Рукам - работа, душе - праздник.
19. Без труда жить - только небо коптить.
20. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
21. Делу время, а потехе час. 22. Всякое дело концом хорошо.
23. Делано наспех - сделано на смех.
24. Мыло серо да моет бело.
25. Труд человека кормит, а лень портит
26. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится
27. Пролениться - и хлеба лишиться
28. Терпение и труд все перетрут
29. Судят не по словам, а по делам
30. Было бы терпенье - будет и уменье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе "Поделки из овощей"
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовленной группе «Поделки из овощей»Автор: Готовцева Лариса Евгеньевнавоспитатель ГБОУ д/сад №1989 г.МоскваПрограммные задачи:1.Обобщить знания об овоща...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по трудовому воспитанию в подготовительной группе на тему:"Все работы хороши выбирай на вкус"
МБДОУЦРРДС 1категории №6 «Березка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Дата:19.12.12г.Воспитатель: Яковенко А.А.ТЕМА: «Вс...
Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"
Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...
Конспект занятий по трудовому воспитанию в подготовительной группе"Город Мастеров"
Цель:· вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.Задачи:· Закрепить...
Конспект занятий по трудовому воспитанию в подготовительной группе "Игрушки любят чистоту".
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи:· Закреплять и совершенствовать умения, приобре...
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе "Овощная грядка".
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовленной группе «Овощная грядка.» Программные задачи:1. Обобщить знания об овощах2. Развивать воображение, мышление, речь и слуховую память.3. Раз...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...