Трудовое воспитание в подготовительном возрасте
консультация (подготовительная группа)

Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труду много внимания уделялось в народной педагогике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание

Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей

Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труду много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Труд человека кормит, а лень портит», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». - JI. Толстой).

В работах классиков труд рассматривается как одна из ведущих общечеловеческих ценностей воспитания и развития личности. Изменения, произошедшие в политических и социально-экономических условиях современного общества, несомненно, сказались на условиях организации трудового воспитания в образовательных учреждениях. Основной задачей современного детского сада является помощь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми.

Чтобы выполнять свою работу профессионально компетентно и юридически грамотно, каждый педагог должен быть ознакомлен с нормативной документацией. Это позволяет реализовать воспитательный процесс на качественном уровне и достигнуть всех поставленных задач, предъявляемых к воспитанию детей на дошкольном этапе развития.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности. Согласно п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста является обязательным направлением раздела социально-культурного развития содержания Программы, которое, в свою очередь, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей к различным видам деятельности. На основе образовательной программы ДОУ, разработанной с учетом требований ФГОС ДО, педагог разрабатывает рабочую программу.

Каковы же цели и задачи трудового воспитания? Методическими рекомендациями обозначены следующие «цели, связанные с воспитанием детей и подростков:

- воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своём личностном и профессиональном росте, путём создания педагогических, психологических и социальных условий;

- содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;

- прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;

- содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворённости своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. сформированные навыки самообслуживания;

2. устойчивый интерес к труду взрослых;

3. готовность оказывать взрослым посильную помощь;

4. формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.»

Все содержание труда, доступного дошкольникам, представлено в пяти видах:

- самообслуживание;

- бытовой труд;

- труд на природе;

- ручной труд;

- умственный труд.

Труд по самообслуживанию требует от ребенка постоянных трудовых усилий. Согласно Методических рекомендаций: «В дошкольных образовательных организациях основным видом труда ребёнка является самообслуживание, которое имеет большое воспитательное значение - формирует у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия, вооружает навыками. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий (одеваться, умываться, самостоятельно принимать пищу, убирать за coбой игрушки) приучает детей к систематическому труду.»

Тот, кто лишает ребенка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.

Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным - тренируйте его в разнообразном физическом труде.

Вы хотите видеть его умным и образованным - заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственной работе.

Вы хотите видеть его всегда веселым и жизнерадостным - не дайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел непоколебимую волю и мужественный характер - не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.

Вы желаете, чтобы Ваш ребенок был чутким и отзывчивым, что бы он был хорошим товарищем и верным другом - создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым человеком - научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Воспитание есть цепь непрерывных все усложняющихся упражнений в разнообразных видах труда!

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

1. Без труда нет плода.

2. Воля и труд дивные всходы дают.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Советы хорошо, а дело лучше.

5. Поспешишь - людей насмешишь.

6. Не спеши языком - торопись делом.

7. Умелые руки не знают скуки.

8. Дело мастера боится.

9. Сделал дело - гуляй смело.

10. Скучен день до вечера - коли делать нечего.

11. Что на месте лежит, то само в руки бежит.

12. В деле не сила нужна, а умение.

13. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

14. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

15. Где охота и труд - там поля цветут.

16. Птицуузнают в полете - человека в работе.

17. Кто первый в труде - тому слава везде.

18. Рукам - работа, душе - праздник.

19. Без труда жить - только небо коптить.

20. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

21. Делу время, а потехе час. 22. Всякое дело концом хорошо.

23. Делано наспех - сделано на смех.

24. Мыло серо да моет бело.

25. Труд человека кормит, а лень портит

26. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

27. Пролениться - и хлеба лишиться

28. Терпение и труд все перетрут

29. Судят не по словам, а по делам

30. Было бы терпенье - будет и уменье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе "Поделки из овощей"

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовленной группе «Поделки из овощей»Автор: Готовцева Лариса Евгеньевнавоспитатель ГБОУ д/сад №1989 г.МоскваПрограммные задачи:1.Обобщить знания об овоща...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по трудовому воспитанию в подготовительной группе на тему:"Все работы хороши выбирай на вкус"

МБДОУЦРРДС 1категории №6 «Березка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Дата:19.12.12г.Воспитатель: Яковенко А.А.ТЕМА: «Вс...

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Конспект занятий по трудовому воспитанию в подготовительной группе"Город Мастеров"

Цель:·        вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.Задачи:·        Закрепить...

Конспект занятий по трудовому воспитанию в подготовительной группе "Игрушки любят чистоту".

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи:·          Закреплять и совершенствовать умения, приобре...

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе "Овощная грядка".

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовленной группе «Овощная грядка.» Программные задачи:1. Обобщить знания об овощах2. Развивать воображение, мышление, речь и слуховую память.3. Раз...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...