Консультация для родителей "На пути к школе"
консультация (подготовительная группа)
В данной консультации даны рекомендации для родителей по подготовке к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_puti_k_shkole.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
«На пути к школе».
Консультация для родителей.
Подготовил:
воспитатель Тувалева Л.В.
2023 г.
Готов ли ребенок к школе: психологические аспекты
Подготовка к школе – важный этап в создании тех самых условий, которые помогут раскрыться талантливой личности. В этом процессе участвуют и родители, и воспитатели, и психологи, и конечно сам ребенок.
Основные показатели психологической готовности ребенка к школе.
- Интеллектуальная готовность ребенка
- Личностная готовность
- Социально-психологическая (коммуникативная) готовность
Суть психологической готовности ребенка к школе состоит в определенной системе требований, которые будут предъявлены ребенку во время учебы, очень важно, чтобы малыш был способен справиться с ними, поэтому нельзя забывать о физиологической готовности детей к школе.
Обучение в школе требует от ребенка напряженных физических сил. Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определенных психических функций (памяти, внимания, мышления). Даже малыши могут долго заниматься тем, что им нравится, что их привлекает, а вот выполнение неинтересной работы даже у первоклассников получается с трудом. Согласитесь, что на уроке не всегда интересно и увлекательно. Поэтому внимание ребенка должно контролироваться с помощью волевого усилия, у будущего первоклассника должна быть развита речевая и зрительная память, если ученик имеет малый объем памяти, то информация будет усваиваться не полностью. Однако память можно, нужно и даже необходимо развивать, соединяя его с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрежка. Ребенок должен сначала понять учебный материал, выделить в нем главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.
У ребенка должна быть сформирована координация глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребенку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски, нужно научить ребенка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а переписывать и перерисовывать что-то, глядя на образец.
Личностная готовность ребенка к школе состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта - качества, которые обеспечат ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Ребенок на пороге школы должен быть готов к принятию для себя роли школьника, имеющего свои права и обязанности. У ребенка со сформировавшейся позицией школьника вся учебная деятельность, отношение к учителю, одноклассникам и самому себе положительно окрашены. Окружающим взрослым необходимо развивать у малыша чувство гордости за то, что он школьник, который уже многое знает и может справиться со всеми трудностями и все преодолеть.
В ребенке нужно поддерживать желание идти в школу, учиться и получать знания и умения, которые ему обязательно пригодятся. Хорошо, если у будущего первоклассника сформирован учебный или социальный мотив учения, т. е. он хочет в школу, чтобы узнать новое, стать образованным.
До школы у ребенка нужно сформировать коммуникатинвые качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.
По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребенка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, активность, доброта, честность, взаимовыручка, понимание чувств собеседника.
Кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, воспитатели детского сада или учителя воскресной школы?
Родители дошкольников, посещающие детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей.
Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.
Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счету, грамоте, знакомят с окружающим миром и др. Но, если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относится к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. И наоборот, интерес родителей к делам своего ребенка придает особое значение всем его достижениям. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует установлению теплых доверительных отношений.
Правила создания позитивной обстановки в обучении.
Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные.
Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя ель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте и по дороге в детский сад, и в машине, и на прогулке («Слова-города», «Что изменилось?», «Чего не стало?» и др.)
Дети эмоционально отзывчивы, поэтому, если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте и не занимайтесь с ребенком. Пользы это не принесет.
Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые 6-7 лет своей жизни.
Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая интеллектуальная активность, рождается радость от получения новых знаний.
Развивайте наблюдательность. Наблюдение обогащает ребенка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдения являются основой для развития мышления будущих школьников. В процессе наблюдений развивается речь детей.
Как организовать подготовку ребенка к школе?
Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия.
Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ литературных произведений, проигрывание сказок, пение – все это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по развивающим тетрадям (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребенка думать, объясняя свои выводы.
Никогда не ругайте ребенка во время занятий. Искусство и трудность для взрослого – не словами объяснять ребенку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые ребенок понимал бы что к чему. Если ребенок не понимает что-то, чаще всего это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
Помните дошкольник не может работать долго, 20-25 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься, отдохнуть. Играя с ребенком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и, либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
Важно привить ребенку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
Стимулируйте интерес ребенка к окружающему миру. Задавайте вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях.
Не старайтесь натренировать ребенка на выполнение заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребенок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
Развивайте образные представления ребенка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ литературных произведений, сочинение сказок.
Для развития координации движений почаще играйте с ребенком в мяч, катайтесь на лыжах, плавайте и т. п.
Следует увеличить объем даваемых ребенку вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью.
Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги.
Используйте только те игровые приемы и упражнения, которые доступны и интересны ребенку.
Литература.
Родительские собрания в детском саду. Подготовительная гр./авт.-сост. С.В.Чиркова – 2-е изд. – Москва: ВАКО, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "На пути к школе"
Вот и подросли наши с вами дети. Это их последний год в детском саду. Впереди их ждет школа. Наша с вами общая задача – продолжить воспитывать и развивать детей так, что бы они наилучшим образом были ...
Консультация для родителей или родительское собрание "На пути к школе".
Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспеч...
Консультация для родителейна тему "Отец-как воспитатель"
Отец-как воспитатель...
Консультация для родителейна тему «Пришла весна»
Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...