Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста.
консультация

Верховцева Ирина Викторовна

Речь - один из самых сложных видов деятельности человека. Он

комбинирует в себе такие процессы как: слушание, говорение, жестикуляция, мимика, контроль речи (в том числе и зрительный контроль

речи собеседника). Овладение речью требует от ребёнка больших усилий.            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь - один из самых сложных видов деятельности человека. Он

комбинирует в себе такие процессы как: слушание, говорение, жестикуляция, мимика, контроль речи (в том числе и зрительный контроль

речи собеседника). Овладение речью требует от ребёнка больших усилий.        Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

  • 2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап

активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

  • 7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба- ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
  • 9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
  • 11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
  • 2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения

увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

Существует множество причин, которые могут помешать ходу речевого развития ребёнка. Вот основные:

  1. Негативные факторы в период беременности и родов (токсикоз, инфекции, асфиксия при родах, стремительные или наоборот затяжные роды и многое другое);
  2. Частые болезни ребёнка, ослабленность организма;
  3. Травмы головы, шеи;
  4. Педагогическая запущенность - ребёнок не получает достаточного внимания, нехватка общения со взрослыми, объяснений и пояснений приводит к тому, что ребёнок может ничего не знать об окружающем мире, что является

фактором нарушения речи;

  1. Снижение слуха или зрения;
  2. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (редкие зубы, расщелины губы и нёба ("заячья губа", "волчья пасть"), короткая

подъязычная связка, неправильный прикус и т.п.);

  1. Неврологические особенности (слабость мышц языка и губ, их

напряжённость; признаки задержки психического развития, аутизма или умственной отсталости);

  1. Двуязычие в семье;
  2. Наследственная отягощенность или наличие дефекта речи у одного из родителей.

Детям с нарушениями речи могут указать следующие заключения:

Фонетическое нарушение речи

Фонетико- фонематическое нарушение речи

Общее недоразвитие речи

Заикание

При данном

нарушении ребёнок произносит звуки неправильно, но

различает их на слух и может указать

количество звуков в слове, позицию определённого звука, его наличие или отсутствие. Данное нарушение может

случиться в силу подражания

неправильной речи, наличия двуязычия, особенностей

строения речевого аппарата.

Ребёнок не только неправильно

произносит звуки, но и не может отличить на слух звуки близкие по звучанию (с-ш, з- ж, л-в, ль-й и т.п.) или артикуляции (ш-ж, ш- щ, с-ц и т.п.). При этом слух в целом у ребёнка в норме.

Нарушены все

компоненты речи: ребёнок не может

составить фразу; он не различает

грамматические формы (единственное и

множественное число, падежи, рода);

словарный запас беден или снижен; ребёнок не может правильно

согласовать слова в

фразах (моя слон, три яблоко, синий птица); звукопроизношение и слуховое восприятие звуков нарушены.

Нарушение темпо- ритмической организации речи,

выражающееся в запинках, прерывистости речи.

Дети с тяжёлой формой заикания и общим недоразвитием речи должны заниматься в специализированных детских садах или логопедических группах.

Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

  • К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
  • К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
  • К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
  • К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
  • К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
  • К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
  • К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова

«мама» и «папа».

  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
  • К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
  • К З годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Педагогам в дошкольном образовательном учреждении следует обращать внимание на речь детей и давать рекомендации родителям. Либо направлять родителей к учителю-логопеду ДОУ, а он в свою очередь направит родителей и ребёнка к нужным специалистам. Так же педагоги обязаны выполнять рекомендации учителя-логопеда по закреплению звуков в речи детей и следить за их произношением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрываются наиболее частые  причины  отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Стёртая форма дизартрии. Причины возникновения и особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

Дизартрия – это неврологический термин, образован (от греч. dys – частица, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное ...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...