Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста.
консультация
Речь - один из самых сложных видов деятельности человека. Он
комбинирует в себе такие процессы как: слушание, говорение, жестикуляция, мимика, контроль речи (в том числе и зрительный контроль
речи собеседника). Овладение речью требует от ребёнка больших усилий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_i_vidy_otkloneniy_rechevogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста.
Речь - один из самых сложных видов деятельности человека. Он
комбинирует в себе такие процессы как: слушание, говорение, жестикуляция, мимика, контроль речи (в том числе и зрительный контроль
речи собеседника). Овладение речью требует от ребёнка больших усилий. Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
- 2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап
активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
- 7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба- ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
- 9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
- 11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
- 2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения
увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.
Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.
Существует множество причин, которые могут помешать ходу речевого развития ребёнка. Вот основные:
- Негативные факторы в период беременности и родов (токсикоз, инфекции, асфиксия при родах, стремительные или наоборот затяжные роды и многое другое);
- Частые болезни ребёнка, ослабленность организма;
- Травмы головы, шеи;
- Педагогическая запущенность - ребёнок не получает достаточного внимания, нехватка общения со взрослыми, объяснений и пояснений приводит к тому, что ребёнок может ничего не знать об окружающем мире, что является
фактором нарушения речи;
- Снижение слуха или зрения;
- Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (редкие зубы, расщелины губы и нёба ("заячья губа", "волчья пасть"), короткая
подъязычная связка, неправильный прикус и т.п.);
- Неврологические особенности (слабость мышц языка и губ, их
напряжённость; признаки задержки психического развития, аутизма или умственной отсталости);
- Двуязычие в семье;
- Наследственная отягощенность или наличие дефекта речи у одного из родителей.
Детям с нарушениями речи могут указать следующие заключения:
Фонетическое нарушение речи | Фонетико- фонематическое нарушение речи | Общее недоразвитие речи | Заикание |
При данном нарушении ребёнок произносит звуки неправильно, но различает их на слух и может указать количество звуков в слове, позицию определённого звука, его наличие или отсутствие. Данное нарушение может случиться в силу подражания неправильной речи, наличия двуязычия, особенностей строения речевого аппарата. | Ребёнок не только неправильно произносит звуки, но и не может отличить на слух звуки близкие по звучанию (с-ш, з- ж, л-в, ль-й и т.п.) или артикуляции (ш-ж, ш- щ, с-ц и т.п.). При этом слух в целом у ребёнка в норме. | Нарушены все компоненты речи: ребёнок не может составить фразу; он не различает грамматические формы (единственное и множественное число, падежи, рода); словарный запас беден или снижен; ребёнок не может правильно согласовать слова в фразах (моя слон, три яблоко, синий птица); звукопроизношение и слуховое восприятие звуков нарушены. | Нарушение темпо- ритмической организации речи, выражающееся в запинках, прерывистости речи. |
Дети с тяжёлой формой заикания и общим недоразвитием речи должны заниматься в специализированных детских садах или логопедических группах.
Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
- К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
- К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
- К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
- К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
- К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
- К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
- К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
- К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова
«мама» и «папа».
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
- К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
- К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
- К З годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
- В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Педагогам в дошкольном образовательном учреждении следует обращать внимание на речь детей и давать рекомендации родителям. Либо направлять родителей к учителю-логопеду ДОУ, а он в свою очередь направит родителей и ребёнка к нужным специалистам. Так же педагоги обязаны выполнять рекомендации учителя-логопеда по закреплению звуков в речи детей и следить за их произношением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
В статье раскрываются наиболее частые причины отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....
Консультация «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
Стёртая форма дизартрии. Причины возникновения и особенности речевого развития детей дошкольного возраста.
Дизартрия – это неврологический термин, образован (от греч. dys – частица, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное ...
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...
Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.
В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....
«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...