программа газеты "Солнышко"
материал

Гуляева (Колесникова) Людмила Валерьевна

Цель программы: создание живой, активно работающей информационной среды через издание газеты, оперативно и достоверно освещающей события и факты из жизни воспитанников в детском доме.

Задачи

обучающие:

  • Повышение навыков у воспитанников пользования информационно техническими средствами;
  • Обучение самостоятельной работе с компьютерной библиотекой;
  • Изучение основ журналистского творчества;
  • Освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно компьютерных технологий.

развивающие:

  • Повышение социально – коммуникативных навыков воспитанников;
  • Развитие культуры речи и повышение грамотности
  • Развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
  • Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

воспитательные:

  • Духовно – нравственное воспитание обучающихся путем коммуникации, поиска материалов;
  • Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
  • Формирование активной жизненной позиции;
  • Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;
  • Формирование эстетических навыков.

В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные

знания:

  • из истории журналистики;
  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
  • о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах;
  • о законе о СМИ

умения:

  • создавать сочинения разных жанров;
  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях;
  • работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием  ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gazety.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ярославской области

Государственное учреждения Ярославской области

«Угличский детский дом»

Утверждаю:

директор ГУ ЯО

«Угличский детский дом»

__________________Першина Н.И.

«____»_____________20___ г.

ПРОГРАММА

творческой  студии по созданию детской общественной газеты  «Солнышко»

Срок реализации:    1 год ( для детей от 8 до 18 лет)

                                     Принята:

                                                              Педагогическим советом

                                                                                ГУ ЯО «Угличский детский дом»

                                                 Протокол №___        от ________г.

                                          Составитель:

Гуляева Л.В. воспитатель                                                                                        ГУ ЯО «Угличский детский дом»

Пояснительная записка

Детский дом – это особая территория, маленькое государство, где воспитанники проводят все свое свободное время. В жизни воспитанников происходит очень много интересных событий. Для того чтобы заполнить свободное время детей и поделиться новостями создается детская общественная газета «Солнышко».  Процесс создания газеты способствует повышению коммуникативных способностей воспитанников и социального статуса, становлению личности. Деятельность по совместному участию в создании газеты воспитателей и детей наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы и технологии работы с детьми. Деятельность воспитанников направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребенка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Проект «Создание детской общественной газеты детского дома «Солнышко» особенно актуален сегодня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум.

Цель программы: создание живой, активно работающей информационной среды через издание газеты, оперативно и достоверно освещающей события и факты из жизни воспитанников в детском доме.

Задачи

обучающие:

  • Повышение навыков у воспитанников пользования информационно техническими средствами;
  • Обучение самостоятельной работе с компьютерной библиотекой;
  • Изучение основ журналистского творчества;
  • Освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно компьютерных технологий.

развивающие:

  • Повышение социально – коммуникативных навыков воспитанников;
  • Развитие культуры речи и повышение грамотности
  • Развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
  • Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

воспитательные:

  • Духовно – нравственное воспитание обучающихся путем коммуникации, поиска материалов;
  • Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
  • Формирование активной жизненной позиции;
  • Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;
  • Формирование эстетических навыков.

В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные

знания:

  • из истории журналистики;
  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
  • о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах;
  • о законе о СМИ

умения:

  • создавать сочинения разных жанров;
  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях;
  • работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием  ИКТ.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие творческих способностей – свободное владение языком, знание основных моментов деятельности журналиста, умение обрабатывать материалы, знание стилистических и других особенностей газетных статей.

2. Повышение социальной активности учащихся и интереса к познанию нового материала.

3. Развитие ценностной ориентации и эстетических вкусов воспитанников.

4. Повышение технической грамотности детей.

5. Опыт работы в коллективе, выполнение общего для всех дела.

6. Повышение имиджа детского дома в районе и области.

7.Ежемесячный выпуск  электронной газеты.

Таким образом, проектная деятельность – это не просто комплекс работ по созданию газеты, это наш взгляд в будущее – к новым технологиям, развитие нового мышления, так как вся информационная деятельность переходит в сеть интернета время диктует выпускать электронную газету. Электронная газета может быть выполнена сразу в нескольких форматах: копия печатной версии газеты, в виде портала/сайта или раздела на сайте учреждения, в виде группы в социальной сети. Преимуществами такой газеты выступают оперативность, возможность расширение круга читателей в т.ч. привлечение молодёжи, менее затратна в производстве.

В создании газеты используем несколько вариантов журналистских жанров:

1. Новость – сообщение, которое представляет интерес для общества. Новость должна быть точной, достоверной и объективной. Также считается, что новость должна отвечать максимум на шесть вопросов: Что? Где? Когда? Кто? Почему? Как?

2. Репортаж сообщает о фактах и событиях, показывая их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится интересное событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события.

3. Интервью – один из основных способов сбора информации. Заданием интервьюера есть получение мнения людей на определенные темы путем постановки целенаправленных вопросов. Газета дает возможность научиться правильно задавать вопросы и мыслить логично. Оба этих навыка несомненно пригодятся в жизни.

4. Комментарии – это журналистский жанр, который представляет актуальные события с акцентом на собственном мнении. Наиболее распространенными видами комментария являются: колонка журналиста/редактора или редакционные материалы.

До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого следует ответить самим себе на такие вопросы как:

•        кто потенциальный читатель?

•        какого характера информацию он ищет в газете?

•        с какой частотой будет выходить газета?

•        каков предполагаемый формат и объем газет?

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер газеты. Следовательно, надо думать о публике и печатать то, что ей интересно.

Таблица 1. Этапы создания газеты

Содержание этапа

1

Определение цели газеты и целевой аудитории

2

Выбор формата и способа распространения

3

Набор редакции из учащихся

4

Распределение редакционных обязанностей

5

Выбор названия газеты

6

Разработка дизайна газеты

7

Мозговой штурм по идеям и темам

8

Сбор информации и написание материалов

9

Подготовка иллюстраций

10

Сдача материала редактору. Редактирование

11

Верстка

12

Внесение правок

13

Печать

14

Распространение

15

Обсуждение первого номера

16

Обратная связь с читателями

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи детей и педагогов общей идеей, а их работу сделать направленной. Издание отражает яркие события учреждения и города, мнения интересных людей с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Верстка — производственный процесс составления полос газеты. Это один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От ее выполнения прямо зависит качество готовой газеты.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. С самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Схема 1. Распределение редакционных обязанностей

корреспонденты

корректоры

главный редактор

фотокорреспонденты

дизайнер

верстальщики

Таким образом в процессе создания газеты участвуют от 6 до 12 воспитанников (в зависимости от количества рубрик) и педагог, а также неограниченное количество воспитателей.

Главным редактором выступает руководитель творческого объединения, так как в процессе создания газеты нужно осуществлять контроль, планирование, рецензирование, корректирование и даже подвергать цензуре поступающие материалы.

Для работы редакции необходимы корреспонденты и фотокорреспонденты, дети разных возрастов.

Корреспонденты занимаются поиском, сбором и передачей информации с места событий, что требует от корреспондентов умение грамотно излагать информацию в письменном виде, анализировать полученные сведения, проверять надежность источников и многое другое.

Фотокорреспонденты выполняют все виды фотосъемки, обрабатывают отснятые материалы, готовят материалы к выходу в печать.

Дизайнеры проводят практическую работу по художественному созданию макета газеты согласно теме выпуска, принимают подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций.

Корректор занимается проверкой текстов перед их публикацией, поиском и исправлением опечаток, грамматических и стилистических ошибок, контролем соблюдения редакционной политики.

Верстальщики осуществляют тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях. Верстальщиками выступают воспитанники умеющие работать на компьютере и обладающих знаниями специальных программ (Adobe Photoshop, Word, Microsoft Office Publisher и другие).

Полномочия пресс-центра:

•        проводить анкетирование, опросы, брать интервью у воспитанников, педагогов учреждения;

•        опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления;

•        содействовать развитию различных форм активности  воспитанников учреждения;

•        организовывать творческие конкурсы среди объединений детского дома;

•        использовать для работы компьютерную и копировальную технику;

•        распространять газету среди детских творческих коллективов.

Воспитанники должны понимать и осознавать, что работа по изданию газеты может научить их:

•        проводить социологические исследования, рейтинги, опросы;

•        брать интервью и знакомиться с интересными людьми;

•        опубликовывать в газете свои интервью и заметки;

•        проводить конкурсы и праздники;

•        использовать для работы компьютерную и цифровую технику;

•        общаться со сверстниками и людьми старшего поколения;

•        узнавать много нового и интересного;

•        получать удовольствие от проделанной работы.

Воспитателей тоже можно "зажечь" идеей издания газеты. Издание газета дает воспитателям:

•        возможность почувствовать сопричастность к жизни ребенка;

•        осознание того, что ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения;

•        возможность изучить новые программы и получить дополнительные знания об основах издательского дела;

•        возможность провести интересно и полезно дополнительное время с детьми;

•        неоценимое удовлетворение от создания совместного продукта с воспитанниками.

Тематическое планирование

Тематика

Форма

Количество часов

Сентябрь

1

Вводное занятие.

Для чего нужна газета? Знакомство с планом на месяц. Распределение обязанностей.

Беседа

1

2

Краткий экскурс в историю журналистики

Беседа

1

3

День знаний!

Практикум

1

3

Поздравляем! (подготовить поздравления для воспитанников и педагогического коллектива детского дома

Практикум

1

4

Праздник каждый день «День солидарности в борьбе с терроризмом»

Беседа

Практикум

1

5

Помощник дома

Беседа

Практикум

1

6

Творческая работа составление кроссвордов по теме «Здоровый образ жизни»

Практикум

2

7

В мире интересного!

Беседа

Практикум

1

8

Мы семья!

1

Октябрь

1

«Пишем заметку ко Дню пожилых людей».

(«Люди пожилые, сердцем молодые»)

Деловая игра

1

2

Палитра эмоций

Учебная игра

1

3

Подготовка информационного материала для СМИ, стенда.

Беседа

Практикум

1

4

День учителя!

(создание стенгазеты и рубрики для поздравления)

Беседа

Практикум

1

5

Жизнь замечательных людей!

(о людях, которые празднуют день рождения)

Практикум

1

6

Детская пресса

Виртуальная экскурсия

1

7

Мы за спорт!

Рассказ

Практикум

1

8

Наши традиции

(знакомства с традициями детского дома)

Практикум

1

9

Азбука здоровья

(о здоровьесбережении, спортивных достижениях и советы воспитанникам)

Рассказ

Практикум

1

10

Детский дом сегодня

Практикум

1

Ноябрь

1

Поведение на улице и в общественных местах.

Беседа

1

2

День народного единства

Рассказ

Практикум

1

3

Наши поздравления! (воспитанники праздную день рождения)

Практикум

1

4

День полиции

Беседа

Практикум

1

5

Проба пера

Практикум

1

6

Наши именинники!

Практикум

1

7

Расширяем горизонты

Беседа

Практикум

1

8

Страничка для любознательных

Практикум

1

9

Правила дружбы. Умеешь ли ты дружить?

Беседа

Практикум

1

Декабрь

1

Здравствуй, зимушка – зима!

Беседа

Практикум

1

2

Я любознательный!

Рассказ

Практикум

1

3

Мы вместе!

Практикум

1

4

Мы за здоровый образ жизни!

Игра

Практикум

1

5

Мои мечты. А о чем мечтаешь ты?

Тренинг

Практикум

1

6

Лесная газета зимой.

Часы общения

Практикум

1

7

Любимое дело по плечу!

Практикум

1

8

Шаги в историю

Рассказ-беседа

Практикум

1

9

Мудрая сова

Беседа

Практикум

1

10

Новый год!

Практикум

1

Январь

1

Как новый год встретишь, так его и проведешь!

Практикум

1

2

3

Первая звезда!

Рождество

Беседа

Практикум

1

4

Крещение Господне

Рассказ

Практикум

1

5

Как сохранить здоровье зимой?

Упражнения

Практикум

1

6

Малыши растут! (день рождение)

Практикум

1

7

Экологический вестник

Беседа

Обобщение, вывод

Практикум

1

8

Как Мы помогаем птицам

Практикум

1

9

Мы большая дружная семья!

Практикум

1

10

Спортивная страничка

Практикум

1

11

Залог успешной команды

Тренинг

Практикум

1

Февраль

1

Кексик

упражнения

Практикум

1

2

День сурка

Беседа

Практикум

1

3

Китайский новый год

Рассказ

Практикум

1

4

В мире творчества!

Практикум

1

5

Здравствуй праздник!

Беседа

Практикум

1

6

День святого Валентина

Практикум

1

7

Интересно!

Практикум

1

8

Познавательный мир животных

Практикум

1

9

Последний день зимы!

Практикум

1

Март

1

Первый день весны!

Практикум

1

2

Масленица. Масленичная неделя

Беседа

Практикум

1

3

Очень умелые ручки. Подарки к 8 марта

Беседа

Практикум

1

4

Международный женский день. 8 марта

Практикум

1

5

День рождения - замечательный праздник!

Практикум

1

6

Наши достижения!

Практикум

1

7

Юный редактор – кто это?

Беседа

Практикум

1

8

Интернет для детей.

Беседа

Практикум

1

9

Теплый дом

Беседа

Практикум

1

10

Детская стоматология

Беседа

Практикум

1

Апрель

1

День смеха. Задуманный как день юмора и веселья

Беседа

Практикум

1

2

Как защитить свои права

Рассказ

Практикум

1

3

Проба пера

Упражнения

Практикум

1

4

День космонавтики и русской гордости!

Беседа

Практикум

1

5

Пасха. Самый радостный православный праздник - Христос воскрес. И самый "вкусный"- вспомните куличи да "крашенки".

Рассказ-беседа

Практикум

1

6

День, когда я родился!

Практикум

1

7

Не упусти жизнь

Беседа

Практикум

1

8

Газеты прошлого

Исследование

Практикум

1

9

Мы играем

Практикум

1

10

Дом в котором Мы живём.

Практикум

1

Май

1

Праздник весны и труда.

Мини-лекция

Практикум

1

2

Мы за чистый город!

Практикум

1

3

День Победы. В этот день мы победили фашизм!

Беседа

Практикум

1

4

Улыбнитесь вместе с нами

Практикум

1

5

Кактус

Упражнения

Практикум

1

6

Доброе дело

Практикум

1

7

Непоседы

Практикум

1

8

Ангелы хранители!

Практикум

1

9

День моего рождения!

Практикум

1

10

Окончание учебного года

Практикум

1

11

Завтра лето!

 Беседа

Практикум

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...