Буклет "Системный оператор"
материал (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры на выделение подсистемных связей Игра «Ты – моя частичка» Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы. Правила: взрослый называет объект, а ребёнок - его части. Например: «Я дерево, ты моя частичка. Кто ты?» Игра «Кто я?» Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой природы.
| . Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок) Игры на выделение надсистемных связей Игра «Кто где живёт» Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект. Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик. Игра «Я возьму тебя с собой» Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и объектом живой природы. Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой объекты живой природы, которые там находятся. Работа с системным оператором способствует формированию у ребёнка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального и природного мира: назначение (функцию), динамику развития в определённый период времени, его признаки и строение, потребность в изменении и усовершенствовании | Системный оператор (ТРИЗ)
МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск
Буклет составила Тихонова А. П., воспитатель | ||
Уважаемые родители! Одним из методов ТРИЗ является системный оператор. Системный оператор – это схема талантливого мышления, состоящая из девяти экранов. Суть этого метода в системном подходе, раскрывающем структуру элементов объекта, их внутренние и внешние связи, сводящем все знания об объекте в систему. Системный оператор
| В основе системного подхода к объекту лежат следующие мыслительные шаги: - выбирается объект. и перечисляются его свойства; - определяется подсистема объекта (части); - определяется надсистема объекта: по месту обитания, по группе, к которой относится; - рассматривается процесс развития объекта в прошлом; -рассматривается развитие объекта в будущем. Предлагаю Вам игры на формирование основ системного мышления детей Игры на выявление свойств объекта и признаков времени | Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное» Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы. Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые» Игра «Чем был, чем (кем) стал» Цель: развивать умение определять линию развития объекта. Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем) он был, чем (кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом. Капуста была семечком, стала салатом. Игра «Был, есть, будет» Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем. Правила: взрослый называет объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например, огурец был маленький, зелёный, колючий, горький; сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет – солёный, мягкий, хрустящий. |
Список используемой литературы и интернет-источников:
- Гуткович И. Я, Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: пособие для воспитателей детских садов. – Ульяновск, 1998.
- Кислов А.В. Третий глаз или как развить системно-функциональное мышление вашего ребёнка. – М.: КТК «Галактика», 2018.
- kindergarten-pre-school-child-education-school-thumbnail.jpg (300×331) (hotpng.com)
- MCtxO5HbOEU.jpg (604×359) (userapi.com)
- евушка-шаржа-ми-ая-70940940.jpg (800×800) (dreamstime.com)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"
Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....
Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"
Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...
Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ
Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...
Конспект занятия по ознакомлению детей с профессией врача с помощью системного оператора.
Конспект с использованием ТРИЗ технологий....
Использование МОДЕЛИ «Системный оператор»
Игра "Системный оператор" ТРИЗТема: «Компьютер»Цель: развивать системное мышлениеФормировать познавательный интерес к окружающему миру;vДать представление о компьютере.Познакомить с частями комп...
Конспект занятия по ознакомлению детей с театром по системному оператору "Как хорошо, что есть театр!"
Занятие проводилось в рамках проекта "Что мы знаем о театре?"...