Буклет "Методы и приёмы РТВ в детском саду"
материал (старшая, подготовительная группа)

Тихонова Алена Петровна

Буклет для родителей "Методы и приёмы РТВ в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_metody_i_priyomy_rtv_v_detskom_sadu.docx353.91 КБ

Предварительный просмотр:

http://xn--80apjaqkcejc5h2a.xn--p1ai/sites/default/files/illustrations/user18679/tree_-_copie.jpg

Приём «Увеличение – уменьшение»

Цель: учить изменять объекты с помощью увеличения и уменьшения.

Познакомить детей с приёмом можно через игры «Большой – маленький » и «Поможем великану».

Игра «Поможем великану».

Педагог предлагает детям по очереди  выбрать любой предмет в группе. Ребёнок называет объект. Затем все вместе обсуждают, как данный объект может использовать великан, случайно попавший в нашу страну. Например: обеденный стол великан может использовать как подставку под цветы, поднос для завтрака в кровати и т. д.

Метод фокальных объектов             (МФО)

 Цель: расширять представления о возможных вариантах развития любого объекта.

Суть метода: в переносе свойств и признаков случайных объектов на фокальный (усовершенствуемый) объект.

Алгоритм работы по методу:

1.Выбрать объект,   который надо изменить (фокальный объект).

2.Сформулировать цель изменения

3.Назвать несколько  случайных объектов

4.Составить перечень признаков и свойств этих случайных объектов

5.Найденные признаки и свойства перенести на фокальный объект

6.Оценить полученные идеи и выбрать из них наиболее полезные для реализации

 

Список используемой литературы и интернет-источников:

1. Конспекты лекций по теме «Развитие творческого воображения. Инерция мышления» в СПб МОУ ТРИЗ им. В.В. Митрофанова, 2014

2. Шрагина Л. И. Творческое воображение: формирование и развитие. Учебное пособие. – М.: СОЛОН-Пресс, 2019.

3. ae770b1a-358d-528e-8765-b3691b58f6a3 (1006×768) (culture.ru)

4. 858.jpg (1152×864) (proza.ru)

5. tree_-_copie.jpg (800×800) (xn--80apjaqkcejc5h2a.xn--p1ai)

 

   

j0104458

 Методы РТВ

в детском саду

   

 

https://proza.ru/pics/2019/10/09/858.jpg 

 

МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка»

 

г. Нефтеюганск,

ХМАО-Югра

 

              Буклет составила Тихонова А. П.,

                 воспитатель дошкольных групп

                                                                               Уважаемые родители!

     ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в сочетании с РТВ (развитие творческого воображения) способствует развитию у детей

дошкольного возраста гибкости мышления,  творческого воображения, познавательной активности,  исследовательской и  проектной деятельности. Чтобы стимулировать творческую активность детей используют различные методы и приёмы РТВ.

Метод «Синектика»                                          В основе метода лежат различного типа аналогии: прямая, личностная, фантастическая.

Прямая аналогия

проводится по внешнему виду, форме.

Цель: развивать у детей умение находить сходство двух предметов в каких-то свойствах или отношениях. Например, нужно подобрать прямую аналогию к слову «Часы».  Часы – луна, солнце, тарелка, цветок, арбуз, компас, крышка, диск, мяч…

Сосулька -  морковка, указка, нос, палец, карандаш, ручка, клюв…

Функциональная аналогия.

Цель: развивать у детей умение находить сходство двух предметов по функции. Например, слово «Машина». Какая функция у машины? (везти, перевозить, движение). Подберём аналогию к этому слову.

Машина – поезд, лошадь, птица, листья на ветру…

Радиатор – плита, костёр, обогреватель, печь…

 

.    

Личностная аналогия (эмпатия)

Цель: учить перевоплощаться в другой объект, отождествлять себя с каким-либо персонажем или предметом. Например, дети могут показывать и  передавать особенности в повадках животных. Взрослые предлагают дошкольникам изобразить маленькую весёлую птичку, голодного котёнка, злого волка, неуклюжего медведя, сердитую Бабу- Ягу, капризную принцессу. 

https://cdn.culture.ru/images/ae770b1a-358d-528e-8765-b3691b58f6a3

         

   

Типовые приёмы фантазирования

Для развития творческого воображения используются 12 основных приёмов фантазирования. Познакомимся с некоторыми из них.

Приём «Наоборот»

Цель: учить изменять какое-либо качество или  свойство объекта (явления) на противоположное.

Например, в произведении К. Чуковского «Путаница» всё происходит наоборот.

Для освоения приёма «Наоборот» поиграйте с детьми в игру «Наоборот». Простейший вариант игры – подбор антонимов. Например: холодный – горячий, высокий – низкий, зима – лето, ночь – день. Частицу «Не» использовать нельзя!

                 

Приём «Дробление – объединение»

Цель: учить делить объект на составные части и наоборот для получения нового объекта.

 Сказочные примеры: русалка (объединение человека и рыбы), Кентавр (объединение человека и коня), избушка на курьих ножках.

Предложите детям игру «Изобретатели».

Дети наугад выбирают по две картинки, предложенные взрослым, определяют части предметов. У каждого предмета дети выбирают одну-две части и на их основе «изобретают» новый предмет. Дают новому предмету название, определяют его назначение, полезные свойства; зарисовывают своё изобретение и представляют товарищам. Можно работать в парах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка в детском саду.Нетрадиционные приёмы в лепке.Семинар-практикум.

1.Обучение лепке детей в дошкольном возрасте.2.Материалы для занятий лепкой в ДОУ.Глина,пластика,бумажная масса,подделки из мятой бумаги.3.Нетрадиционные виды работы с пластелином.4.Окраска пластелина...

Презентация "Упрощённые приёмы рисования в детском саду"

Я предлагаю упрощённые приёмы рисования для детей, которые только учатся рисовать. Это игры-превращения. Если рисование у дошкольников превратить в игру, то  они не будут утомляться, у них будет ...

Организация приёма пищи в детском саду: методика и нюансы.

Культура питания в детском саду – наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из н...

ПРИЁМ ПИЩИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Культура питания в детском саду....

Основные приёмы лепки в детском саду

Как мы лепим с малышами...

Консультация для воспитателей.«Влияние музыки на ребёнка во время приёма пищи в детском саду.»

laquo;Влияние музыки на ребёнка во время приёма пищи в детском саду.»...