"Здоровье в ладошках"
консультация

Вохминова Ульяна Александровна

Консультация для родителей "Здоровье в ладошках".Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи, создается благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_s_palchikami.docx164.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей «Здоровье в ладошках»

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи, создается благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений, развивается воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

1. Массаж. Начинать необходимо с массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого проговариванием чистоговорок, стихотворений и потешек.

Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи.

Поет о солнце скворушка,
Кричат о нем грачи.

Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.
Поочередно поглаживать пальцы Направление движений – от кончиков пальцев к основанию.
Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец – опустить («клюв открыт»).

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с пальчиками и ладошками привлекут внимание дошкольников и научат выполнять различные движения (распрямлять пальчики, хлопать и раскрывать ладошки, показывать различные фигуры), при этом необходимо речевое сопровождение:

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
А мизинчик –малышок
Сам забрался на порог.
Вместе пальчики-друзья.
Друг без друга им нельзя.

Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.
Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».
Называемые пальцы каждой руки по  очереди соединять с большим пальцем.
Все пальцы сжать в кулак, мизинцы выставить вверх.
Постучать кулачками друг о друга.
Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.
Соединить руки в замок.

3. Упражнения с предметами (шарики, валики, пружинки) и с добавлением стихотворений, помогут запомнить познавательный материал:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

4. Самомассаж бельевой прищепкой: можно "покусать" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

5. Игры с прищепкой. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

 Я на мамину веревку".

6. Упражнения с карандашом. Учимся вращать между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из кулака в кулачок с называнием руки, перекатывать за спиной. Учимся зажимать фломастер между ладонями и каждыми пальчиками.

Между пальцами зажат,
Карандаш ужасно рад.
Вы его качайте, братцы,
Очень любит он качаться.

Держать карандаш между указательными пальцами.
Качать карандаш влево и вправо.
Упражнение по очереди выполняют всеми пальцами.

«Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил».

Если две переложить,
В доме том не смогут жить,
Он уже не дом, а флаг.
Кто сумеет сделать так?

7. Игры со счетными палочками. Выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре.

Мы шесть палочек возьмем
И построим новый дом!

8. Игры с мелкими сыпучими предметами: различными крупами, песком, пуговицами, бусинками.

Нарисуем линию

Справа – налево,

А теперь волнистую

Проведем мы смело.

Линия пунктирная,

Словно вся дырявая.

А ломаная линия –

Мятая, корявая.

Нарисуем мы кружок,

Постараемся плавней,

Постараемся круглей.

Нарисуем побыстрей.

Нарисуем мы квадрат,

Будут стороны равны.

Нарисуем мы квадрат,

Четко выведем углы.

Нарисуем треугольник:

Всего три стороны.

Нарисуем треугольник,

Будут острые углы.

Указательным пальцем нарисовать на манке (песке) прямую линию, вести рукой справа – налево.

Указательным пальцем нарисовать волнистую линию.

Теперь рука двигается слева-  направо.

Рисуем пунктирную линию. ведя рукой в обратном направлении.

Рисуем ломаную линию, двигая рукой слева – направо.

Указательным пальцем рисовать на крупе круг/

Указательным пальцем рисовать квадрат: на каждую строчку четверостишья одну сторону квадрата.

Указательным пальцем рисуем в воздухе треугольник на первые две строчки текста, а затем еще один на последующие две строчки текста.

9. Игры с водой.

Морские обитатели

В море буря!

В море шторм!

Кто живёт на дне морском?

Он коньку морскому рад,

Мимо рыбка проплывала

И медузу увидала,

Море их родимый дом!

Хорошо живётся в нём!

Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)

(Вот ползёт огромный краб

(Опустить ладони в воду, растопырить пальцы, медленно предвигаться по дну таза)

(Опустить ладони в воду, соединить указательные и средние пальцы и немного их согнуть)

(Опустить руки в воду, соединить ладони, показать движения плывущей рыбки)

(Погрузить растопыренные пальцы в воду и немного ими подвигать)

Легко похлопать ладонями по воде)

10. Шнуровка. Различные виды шнуровки с одновременным проговариванием потешек на автоматизацию и дифференциацию поставленных ранее звуков.

11. Упражнения на формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.

12. Пальчиковый театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики и формированию связной речи ребенка и обогащению словаря.

Таким образом, развитие мелкой моторики руки влияет на развитие речи ребёнка, таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка с ОНР, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.

Список литературы:

  1. https://logopedprofiportal.ru/pl/fileservice/user/file/download/h/c92b86a540e5152a71e684364343d0c3.pdf
  2. Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр»
  3. Ткаченко Т.А. «Большая книга по развитию мелкой моторики»
  4. Узорова О.В. «Игры с пальчиками»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровье в ладошках

Развитие мелкой моторики рук для детей С ОВЗ...

Консультация "Здоровье в ладошках"

Для чего нужно развивать пальчики...

Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ

Массаж специальным шариком. На ладони находится множество биологически активных точек. Эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети ак...

Презентация "Наше здоровье на ладошке".

В презентации показаны игровые приёмы, при помощи которых наши дети делают самомассаж своих ладошек и, тем самым, укрепляют своё здоровье....

Творческая презентация «Здоровье на ладошке».

Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками....

Проект "Здоровье на ладошке" (Су - Джок)

Материал содержит план работы по освоению здоровьесберегающей технолгии Су - Джок терапии для детей дошкольного возрата....

Проект "Здоровье на ладошке" (Су - Джок) приложение для работы с педагогами

Семинары и масстер -класс по освоению здоровьесберегающей технологии....