«Адаптация без слез»
материал (младшая группа)

Веселова Наталья Васильевна

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_kroha_veselova_n.v.docx1003.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с №7 «Сказка»

 «Адаптация без слез»

Подготовила: воспитатель

группы раннего возраста

Веселова Н.В.

2023г.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда».  

Адаптационный период - серьезное испытание для малыша раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет за собой изменение поведенческих реакций ребенка, а также расстройство сна и аппетита. Научные исследования показывают, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Воспитателям и родителям важно проявлять внимание к общему локальным состояниям ребенка и своевременно предупреждать переход на стадии «утомление» и «стресс».

Игры и упражнения в сухом бассейне способствуют нормализации деятельности нервной системы, улучшению деятельности органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата, способствуют нормализации массы тела, оказывают благотворное воздействие на развитие моторики и сенсорных эталонов, создают положительный психоэмоциональный фон и оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.

Цель: сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду.

Задачи:

Регуляция двигательной активности детей;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Создание положительного эмоционального фона. 

Ожидаемые результаты при регулярном проведении игр с использованием сухого бассейна:

- снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации;

- регуляция двигательной активности детей раннего возраста;

- активизация защитных сил организма;

- развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;

- создание положительного эмоционального фона.

   Сухой бассейн – это своего рода «емкость» с мягкими толстыми стенками, заполненная цветными яркими пластиковыми шариками, полыми внутри и твердыми или контейнер с разными крупными наполнителями. Сухой бассейн оказывает многостороннее действие на организм ребёнка. Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности. При пребывании ребенка в бассейне в процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах; может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободится от страхов, дает ребенку возможность быть самим собой; в развитии самооценки, когда ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется эмоциональное состояние, снижает уровень тревоги.

Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна:

1. Массажный эффект

2. Сенсорный эффект

3. Расслабляющий эффект

4. Тренирующий эффект

 Всё проводится в игровой форме и индивидуально, подгруппа 2-3 ребенка.  Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста. 

Обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес, игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша.   Продолжительность занятий 5-10 минут каждое.

Существует много различных вариаций упражнений в сухом бассейне, расскажем лишь о некоторых из них для формирования общего представления.

 Предлагаемые игры и упражнения используются для снятия психоэмоционального напряжения в течение дня. Каждое упражнение предполагает повторение от трех до пяти раз.

  1. «Где наши ручки?» 

Педагог предлагает спрятать обе ручки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:

«Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек…

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки!» 

C:\Users\wesel\Desktop\гуппа раннего возраста 2022-2023\-P7qJJB4xHI.jpg

  1. Игра «Кто быстрее соберет».

Рассыпать по ковру шарики из бассейна и по сигналу воспитателя дети собирают шарики в корзину.  Целью этой игры является развитие движений у малышей.

C:\Users\wesel\Desktop\гуппа раннего возраста 2022-2023\0AD-5FxCIFw.jpg

3. Игра «Спрячь игрушку».

Цель: учить прятать предмет на самое дно бассейна, развивать мелкую моторику рук.

Действие педагога: создается игровая ситуация- спрятать петушка, чтобы его не нашла кошка.

Инструкция: ребенок должен спрятать игрушку петушка на самое дно бассейна.

C:\Users\wesel\Desktop\гуппа раннего возраста 2022-2023\VMCRWis5VfA.jpg

4.   «Подводный мир»

- педагог прячет на дне бассейна один или несколько предметов (рыбки или др. предметы объединенные каким-либо признаком, например грибы, фрукты, овощи и т.д.) и просит малышей найти их 

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторки

C:\Users\wesel\Desktop\гуппа раннего возраста 2022-2023\UTQZpTy8vXw.jpgC:\Users\wesel\Desktop\гуппа раннего возраста 2022-2023\TE9OOVhro0s.jpg   

5. Игра «Пирамидка» На дне бассейна прячутся элементы пирамидки. Малышам предлагается их найти, а потом совместно собрать пирамидку. 

Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств.

C:\Users\wesel\Desktop\гуппа раннего возраста 2022-2023\Ctuu5Ahn62U.jpg

6. Игры «Сухой бассейн» можно сочетать с речью. Спрятав несколько разных игрушек, попросить малыша найти нужную игрушку и назвать ее, при этом, если ребенок достанет не ту игрушку, спросите его кто или, что это? Таким образом, ребенок проговаривает и запоминает слова, обогащает свой словарный запас.

Игра «Домашние животные»  

C:\Users\wesel\Desktop\гуппа раннего возраста 2022-2023\RwoIV7x-_Tg.jpg

Подводя итог, можно сказать, что игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации.

Кроме того, шары для сухого бассейна позитивно влияют на нервную систему. Ребенок, ныряя в цветные шары, получает огромный положительный заряд.

У ребенка еще не до конца сформировались органы дыхания, то есть мягкие, нежные слизистые оболочки, очень много сосудов. Во время активных игр в сухом бассейне диафрагма укрепляется и развивается, за счет этого увеличивается емкость легких.

Использование сухого бассейна – это не только безумно веселое развлечение для детей, но и прекрасная возможность регулярно давать детям физическую нагрузку в игровой форме, что непременно способствует укреплению здоровья детей.

При регулярном проведении игр с использованием сухого бассейна добились положительных результатов:

 - спало психоэмоциональное напряжение в период адаптации;

- повысилась регуляция двигательной активности детей раннего возраста;

- активизировалась защитная сила организма;

 - развилась тактильная чувствительность, стимуляция зрительного восприятия;

 - создался положительный эмоциональный фон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация без слез

Краткие советы и рекомендации по адаптации детей к детскому саду. Материал полезен для родителей и педагогов ДОУ....

Адаптация без слез

Начало посещения детского сада и неизбежное при этом расставание с мамой и со всеми близким, родным и домашним может пугать и расстраивать детей. Некоторое время они чувствуют себя одинокими, заброшен...

Адаптация без слез. Из опыта работы.

Описание опыта работы по организации эффективных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольной организации....

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....

Адаптация без слез

Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отно...

Проект "Адаптация без слез"

Проект "Адаптация без слез" ранний возраст...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

       Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...