Выступление на педсовете: " Центры речевого развития"
статья
Центры речевого развития содержание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 7.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учереждение " Детский сад " Газовичок" г. Надыма"
( МДОУ " Детский сад " Газовичок" г. Надыма")
Выступление на педагогическом совете :
"Центры речевого развития: содержание".
Подготовила: Сташкова М.Н.
Надым, 2022 год
Речевые центры должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.
Цель речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно -развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического восприятия и слуха.
- Закрепление навыков правильного произношения звуков.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем -логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Речевая развивающая среда: создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.Развитием речи, развитием речевого дыхания, развитием мелкой моторики необходимо заниматься с самых ранних лет ребенка. Развитие речевого дыхания - это закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи. Для этого используют картотеку игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Забей гол», «Дождик», «Снегопад». Для развития мелкой моторики используются : пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; народные игры с ладошками. Также пару слов хотелось бы сказать о работе над грамматическим строем речи- это обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи, пополнение словарного запаса: активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Могут пригодиться предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно -ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Транспорт»; «В мире животных» и др.
Для закрепления правильного речевого выдоха используются султанчики, вертушки, мыльные пузыри, листочки, используем упражнения «Ты плыви, кораблик!», «Буря в стакане» . Для формирования фонематического восприятия слуха центр речевого развития оснащен должен быть предметными, сюжетными картинками для высказывания звуков, игры с парными карточками. Для активизации словаря обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий должны быть предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные», «Бытовые приборы», «Мир вокруг тебя», дидактические игры: «Что из чего сделано», «Времена года», «Свойства», «Умные машины», «Во саду ли, в огороде», «Фигуры» и другие. Для развития связной речи в группе может быть оформлен кукольный театр, на занятиях и в индивидуальной работе по развитию речи могут использоваться опорные схемы, мнемотаблицы по сказкам, коллаж по сказкам, мнемодорожки, помогающие выстраивать фразы. В любой группе есть центр «Мир книги», так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центрах любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок и сюжетных картин. Дети всегда любят, когда им читают книги и рассматривают с ними картинки, что способствует развитию речи. Педагогом могут быть использованы маски, которые используются в подвижных играх, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражанием.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребёнка. Для развития мелкой моторики используются мячики, прицепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры – шнуровки, конструктор, игры «Забавные пуговицы», «Тактильные дощечки».
Настольные игры имеют огромное значение в развитие речи детей. Так например, логопедическое лото «Говори правильно С, Щ, Р, Р`Л, Л`» предназначены для автоматизации одного проблемного звука и способствует тому, чтобы дети в дальнейшем чётко произносили этот звук в словах и не смешивали его с другими звуками. Дидактическая игра «Рассказы о животных» учит детей составлять небольшие предложения и рассказы.
Итак, можно посоветовать использовать в своей работе:
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий -горький, большой -маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Самое главное заинтересовать ребенка, чтоб ему было интересно, увлекательно заниматься, тогда будут результаты, хорошие результаты. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-298735-1380526868.jpg)
выступление на педсовете на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495733-1412944027.jpg)
Выступление на педсовете на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»
Отчёт по проекту...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593516-1424008964.jpg)
Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ
Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593516-1424008964.jpg)
Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ
Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-940269-1699389914.jpg)
Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.
Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана м...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/31/picture-1531412-1725129411.jpg)
Выступление на педсовете «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»
Выступление на педсовете «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...