Выступление на педсовете: " Центры речевого развития"
статья
Центры речевого развития содержание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsentr_rechevogo_razvitiya_doklad_1.docx | 7.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учереждение " Детский сад " Газовичок" г. Надыма"
( МДОУ " Детский сад " Газовичок" г. Надыма")
Выступление на педагогическом совете :
"Центры речевого развития: содержание".
Подготовила: Сташкова М.Н.
Надым, 2022 год
Речевые центры должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.
Цель речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно -развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического восприятия и слуха.
- Закрепление навыков правильного произношения звуков.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем -логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Речевая развивающая среда: создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.Развитием речи, развитием речевого дыхания, развитием мелкой моторики необходимо заниматься с самых ранних лет ребенка. Развитие речевого дыхания - это закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи. Для этого используют картотеку игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Забей гол», «Дождик», «Снегопад». Для развития мелкой моторики используются : пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; народные игры с ладошками. Также пару слов хотелось бы сказать о работе над грамматическим строем речи- это обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи, пополнение словарного запаса: активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Могут пригодиться предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно -ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Транспорт»; «В мире животных» и др.
Для закрепления правильного речевого выдоха используются султанчики, вертушки, мыльные пузыри, листочки, используем упражнения «Ты плыви, кораблик!», «Буря в стакане» . Для формирования фонематического восприятия слуха центр речевого развития оснащен должен быть предметными, сюжетными картинками для высказывания звуков, игры с парными карточками. Для активизации словаря обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий должны быть предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные», «Бытовые приборы», «Мир вокруг тебя», дидактические игры: «Что из чего сделано», «Времена года», «Свойства», «Умные машины», «Во саду ли, в огороде», «Фигуры» и другие. Для развития связной речи в группе может быть оформлен кукольный театр, на занятиях и в индивидуальной работе по развитию речи могут использоваться опорные схемы, мнемотаблицы по сказкам, коллаж по сказкам, мнемодорожки, помогающие выстраивать фразы. В любой группе есть центр «Мир книги», так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центрах любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок и сюжетных картин. Дети всегда любят, когда им читают книги и рассматривают с ними картинки, что способствует развитию речи. Педагогом могут быть использованы маски, которые используются в подвижных играх, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражанием.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребёнка. Для развития мелкой моторики используются мячики, прицепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры – шнуровки, конструктор, игры «Забавные пуговицы», «Тактильные дощечки».
Настольные игры имеют огромное значение в развитие речи детей. Так например, логопедическое лото «Говори правильно С, Щ, Р, Р`Л, Л`» предназначены для автоматизации одного проблемного звука и способствует тому, чтобы дети в дальнейшем чётко произносили этот звук в словах и не смешивали его с другими звуками. Дидактическая игра «Рассказы о животных» учит детей составлять небольшие предложения и рассказы.
Итак, можно посоветовать использовать в своей работе:
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий -горький, большой -маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Самое главное заинтересовать ребенка, чтоб ему было интересно, увлекательно заниматься, тогда будут результаты, хорошие результаты. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования...
Выступление на педсовете на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»
Отчёт по проекту...
Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ
Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ...
Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ
Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ...
Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.
Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана м...
Выступление на педсовете «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»
Выступление на педсовете «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...