Статья "Адаптация ребёнка в детском саду"
статья

Адаптация ребенка к детскому саду – непростой процесс для всех его участников: самого ребенка, его родителей и воспитателей. Как действовать мамам, папам и педагогам, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к садику, сохранить здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни? Об этом можно узнать из данной статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация ребёнка в детском саду350.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Адаптация ребёнка в детском саду


Оглавление

Вступление        3

Фазы адаптационного процесса:        3

Тесная эмоциональная связь с родителями.        4

Детские страхи.        4

Отсутствие у воспитателя информации об индивидуальных особенностях ребёнка.        5

Негативный пример вхождения в новую среду.        5

Советы родителям        6

Игры адаптационного периода.        8

Потешки в разные режимные моменты.        15

Список литературы.        21


Вступление

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно другим условиям, чем те, к которым он привык в семье. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Всё это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответствен момент выхода ребёнка в детский сад.

Фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза. В течение месяца возможны: повышенная возбудимость, увеличение частоты перенесения ОРЗ и ОРВИ, нарушения сна, ухудшение аппетита, регресс речевого развития.
  2. Подострая фаза. Длится от трёх до пяти месяцев. Поведение ребёнка становится адекватным. Негативные изменения, появившиеся в период острой фазы сглаживаются.
  3. Фаза компенсации. В среднем продолжается три – шесть месяцев. Темп развития малыша заметно увеличивается. К концу учебного года ребёнок в норме адаптируется к условиям ДОУ.

Психологи выделяют три степени тяжести прохождения адаптации:

Лёгкая адаптация. Привыкание продолжается в течение двух недель. В поведении новичка заметны незначительные негативные изменения, которые быстро исчезают. Малыш быстро справляется со стрессом, поэтому болеет не чаще обычного.

Средняя адаптация. Изменения в поведении и самочувствии ребёнка заметны в течение месяца. Возможно возникновение заболевания на фоне стресса, продолжающегося не более семи дней.

Тяжёлая адаптация. Длится до шести месяцев. Ребёнок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: сосание пальца. Основная сложность заключается в том, что, вернувшись в детский сад после болезни, ребёнок вынужден приспосабливаться к новой обстановке «с чистого листа».

Тесная эмоциональная связь с родителями

Мамам следует подготовиться к тому, что кроха будет бурно реагировать на расставание с ними. Если вы не будете нервничать, заверите ребёнка, что обязательно за ним придёте, ваше спокойствие обязательно будет вознаграждено. Помните: нормально развивающийся ребёнок не может
не плакать, привыкая к ежедневной разлуке с матерью. Слёзы малыша – это подтверждение вашей с ним тесной эмоциональной связи. Чтобы облегчить процесс расставания, попросите других членов семьи – папу, бабушку или дедушку – стать провожатыми в садик.

Детские страхи

Страхи сопровождают вхождение крохи в детский коллектив: боязнь неизвестной обстановки, опасение неудачи в общении с незнакомыми детьми
и взрослыми, и главное – тревога о том, что мама забудет и не придёт вечером.

Большинство страхов можно нейтрализовать, постепенно знакомя ребёнка с детским садом. Поговорите с заведующей о возможности вашего присутствия на прогулках соответствующей возрастной группы. Посещая прогулки, постарайтесь быть в поле зрения малыша, но в то же время
не участвуйте в играх и контактах детей. Дайте новичку возможность самому войти в общение. При возникновении конфликтных ситуаций желательно, чтобы не вы, а воспитатель, помог детям разрешить конфликт. Помните:
от коммуникативности ребёнка зависит успех адаптационного процесса
в детском саду. Вооружите малыша конкретными приёмами общения: как познакомиться, попросить о чём - то, объяснить своё недовольство.

Отсутствие у воспитателя информации об индивидуальных особенностях новичка

Никто не знает ребёнка лучше его родителей. Поделитесь вашими знаниями с воспитателем, чтобы облегчить его взаимодействие с малышом. Расскажите об индивидуальных особенностях своего крохи: как он засыпает, какие блюда ест с удовольствием, а какие категорически не воспринимает, как можно отвлечь его от слёз и т.п.

Вооружите информацией и ребёнка. Расскажите о садике, попробуйте пробудить в нём чувство гордости («Ты уже такой большой, что можешь сам ходить в детский сад!») и уверенности («Я каждый день буду очень торопиться, чтобы забрать тебя домой!»).

Негативный пример вхождения в новую среду

Попрощавшись, уходите легко и быстро. Не возвращайтесь пожалеть заплакавшего кроху. Если не выдержите и вернётесь, будьте готовы – негативная модель расставания в садике «надо громко заплакать, и мама придёт» будет усвоена надолго.

Приняв решение начать водить малыша в садик, не меняйте его, увидев детские слёзы. Дайте ребёнку шанс «оторваться» от вас и войти в новый мир.

Процесс адаптации переживают не только дети, но и их родители. Отдавая своего непоседу в детский сад, не концентрируйтесь на временных трудностях. Пусть осознание того, что детский сад даёт ребятам возможность гармонично развиваться и приобретать необходимые навыки общения, поможет вам и вашему малышу легко пережить все тяготы адаптационного периода.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов[1]:

  • возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети
    в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что
    к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  • состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
  • сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  • индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
  • условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии
    с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
  • уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения
    со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Советы родителям

Скоро ваш малыш пойдёт в детский сад. Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение. Хотим предложить ряд рекомендаций:

  • Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте – любое ваше внутреннее состояние сразу передаётся ребёнку.
  • Наложите вето на домашнее обсуждение будущих детсадовских проблем в присутствии ребёнка.
  • Заблаговременно формируйте у ребенка положительную установку к детскому саду. Рассказывайте веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих сад, делитесь своим личным опытом.
  • Не пугайте ребёнка. Фразы типа «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее познакомить малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придёт.
  • Ориентируйте ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: что бы ни случилось, он всегда может обраться к нему за помощью. Имя-отчество будущих воспитателей должны постоянно фигурировать в ваших разговорах, их образы должны войти в сознание ребенка.
  • Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его дома. Не забудьте напоминать при этом: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся кушать)».
  • Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не обещайте ребёнку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть до вечера в ожидании прихода родителей.
  • Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, ходите на дни рождения друзей.
  • Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с незнакомыми детьми, но обязательно предупредите в мягкой форме, что все они разные: есть капризные, драчливые, непослушные, однако бояться их или подражать им не надо.
  • Когда настанет час икс, не делайте из этого выдающегося события. Заранее подготовьте в отдельном пакете запасную одежду. Дайте с собой любимую игрушку – с ней ребёнок почувствует себя спокойнее.
  • Сначала оставляйте малыша в саду на 1 – 2 часа, обязательно забирая его, домой до обеда. Постепенно увеличивайте это время.
  • Следите за своими эмоциями. Если вы будете уверены в своих действиях, то и ребенок будет спокоен.
  • Планируйте время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его на целый день.
  • А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребёнка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру – детская психика гибкая и легко приспосабливается к новому.
  • Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть малыш помашет вам рукой или пошлёт воздушный поцелуй. Возвращаясь за ним вечером, скажите, что думаете о нём даже в разлуке.
  • Теперь вы будете проводить с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое – нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг к другу, которую ребёнок должен чувствовать всегда.

Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребёнку и будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Обязательно расскажите воспитателю об особенностях ребенка, его пристрастиях и привычках. Не бойтесь быть назойливыми. Скажем, если ребенок может намочить постель во время тихого часа, не скрывайте этого, мол, сама разберется. То же самое с едой. Если ребенок действительно не переносит какую-то пищу, она вызывает у него рвоту, лучше предупредить об этом.
  • Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.
  • Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку, постарайтесь «уговорить её» переночевать в садике и на утро снова с ней встретиться. Если ребёнок на это не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и познакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Говорите с ним короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  • Каждый день читайте ребёнку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
  • Больше времени проводите с малышом: играйте, лепите, рисуйте…
  • Поощряйте любопытство.
  • Больше играйте с ребёнком в весёлые подвижные игры. Помните, что, находясь в группе, он чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза.
  • Не скупитесь на похвалу.

Игры адаптационного периода

Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные
на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы
к каждому малышу.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Игра «Кто у нас хороший»

Дети сидят в кругу на стульях. Воспитатель, держа в руках игрушки, пропевает или проговаривает слова:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Гладит по головке, называет каждого по имени.

Лёнечка хороший.

Лёнечка пригожий.

Затем показывает игрушку.

А петушок у нас хороший?

А петушок у нас пригожий?

Дети:

Петушок хороший,

Петушок пригожий.

Игра «Нежно гладим мы зверят»

Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

Нежно гладим мы зверят,

(ладошкой гладит игрушку)

И зверята не пищат.

Попищим поскорей,

(сжимает игрушку)

Чтобы было веселей.

Игра «Веселый бубен»

Воспитатель привлекает внимание детей ярким бубном. Дает бубен ребёнку и говорит:

Поиграй нам, Маша, в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем.

Маша играет, дети хлопают в ладоши.

Поиграй нам, поиграй,

Саше бубен передай.

Маша передает Саше бубен.

Поиграй нам, Саша, в бубен,

Мы ногами топать будем.

Саша играет, дети топают одной ногой, потом другой.

Поиграй нам, поиграй,

Даше бубен передай.

Саша передает Даше бубен. Игра продолжается.

Игра «Шли-шли, что-то нашли»

Воспитатель заранее подбирает и распределяет по группе или игровой площадке игрушки для игры. Затем приглашает малышей погулять с ней
по группе и поискать что-нибудь интересное. Взрослый идет впереди
и приговаривает: «Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли?»
(воспитатель показывает игрушку, дети называют, что это, игрушка рассматривается, обыгрывается по желанию педагога). Потом воспитатель говорит: «Пойдем гулять дальше. Топ-топ-топ, топают ножки по дорожке. Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли?»

Чтобы закончить игру, нужно найти такие предмет, которые помогут переключить детей на другой вид деятельности.

Игра «В гости к нам пришли матрешки»

В группе звучит веселая музыка. Воспитатель (обращаясь к детям): «Слышите, как весело в нашей группе? Хотите посмотреть, кто там веселится? Пойдем, посмотрим, может, и сами потанцуем (на столе стоят матрешки). Вот, оказывается, кто веселится! (берет матрешку в руки, показывая детям). Это матрешка. Посмотрите, какой у нее красивый сарафан, какой яркий платок. У нее есть глазки, носик, ротик. Покажи, Машенька, где у матрешки ротик, носик, глазки. Матрешечка танцует под веселую.

Я веселая матрешка,

Ладушки, ладушки.

На ногах моих сапожки,

Ладушки, ладушки.

Хотите поиграть с матрешкой? Выбирайте любую, какая нравится».

Игра «Улыбнись»

Как у наших ребят,

Ножки весело стучат:

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ, топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп,

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И друг другу улыбнемся.

Игра «Колокольчик зазвенел, звонко песенку запел»

I вариант: Воспитатель приглашает малыша в группу, обращает внимание на колокольчики (развешены на цветных ленточках): «Как красиво
у нас сегодня в группе. Посмотри, какие красивые колокольчики. Они еще и очень веселые, могут петь. Ты слышал, как поют колокольчики? Как они поют? Хочешь сейчас послушать песенку колокольчика? Выбирай понравившийся колокольчик»
(ребёнок выбирает понравившийся колокольчик).

Воспитатель (ударяя по колокольчику): «Здравствуй колокольчик! Колокольчик со мной поздоровался, сказал «Динь-дон»». Затем воспитатель побуждает ребенка проделать то же самое.

Воспитатель (сняв колокольчик и отдав малышу в руки): «У колокольчика синий бантик. Колокольчик хочет спеть тебе утреннюю веселую песенку». Далее воспитатель показывает, как надо действовать с колокольчиком, чтобы
он звенел. Ребёнок играет с колокольчиком.

II вариант: Воспитатель: «Посмотри, все игрушки спят, пойдем разбудим мишку (куклу, мячик). Колокольчик споет свою утреннюю песенку, проснется мишка (кукла, мячик) и будет с Танечкой играть».

Ребенок переключается на игру с игрушкой, которую разбудили.

Игра «Терем-теремок, кто в тереме живет?»

Воспитатель (обращаясь к пришедшему ребенку): «Здравствуй, Ванечка. Посмотри, какой красивый домик. Хочешь посмотреть, кто в нем живет? Дай мне руку, пошли по дорожке (ходьба по дорожке сопровождается проговариванием потешки):

Маленькие ножки шли по дорожке

Топ, топ, топ, топ.

Большие ноги шли по дороге

Топ, топ, топ, топ.

Воспитатель (звонит колокольчиком): «Кто, кто в теремочке живет? Никто
не отвечает, наверное, спят. Ванечка, попробуй, позвони громче». Ребёнок звонит колокольчиком.

Воспитатель (доставая из домика игрушку): «Я – мишка-топтыжка, а ты кто?» Ребёнок: «Я – Ваня (если ребенок не говорит, диалог поддерживает воспитатель)».

Воспитатель: «Это мальчик Ванечка, пришел с тобой, мишка-топтыжка, поиграть». Воспитатель предлагает ребенку поиграть с мишкой: покатать его на машине, угостить пряником и т.п.

Аналогично проводится работа с каждым ребенком.

Игра «Давайте познакомимся»

Дети с воспитателем становятся в круг. Воспитатель держит мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя следующего участника игры. Вместо мяча можно передать игрушку.

Игра «Ладушки»

Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках
по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

Ладушки, ладушки.

(воспитатель показывает ладошки)

Где были? У бабушки!

(вращает кистями)

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки,

Маслом поливала, деток угощала.

(хлопает в ладоши)

Коле два, Оле два, Ване два, Тане два.

(раздает «оладушки» детям)

Всем дала!

Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками» – это могут быть кольца от пирамидки по два на каждого малыша.

Игра «Найди игрушку»

Воспитатель прячет небольшую игрушку, после чего предлагает остальным найти её: «Игрушка лежит на скамейке в раздевалке» или «Игрушка лежит
в спальне на Олиной кроватке». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собралась на прогулку, спала и т.д.).

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Воспитатель достает мячи из корзины и приговаривает стихотворение.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Воспитатель высыпает мячи из корзины, дети догоняют, бегут и складывают мячи обратно в корзину. Игра повторяется. В конце игры мячи остаются
у детей. Малыши играют с мячами, кто как хочет.

Игры на коленях

***

Скок – скок, скок – скок,

(воспитатель сажает ребёнка на колени)

Я – лошадка – рыжий бок.

(поднимает и опускает колени)

По полянке я скачу,

(подпрыгивание)

наших деток прокачу,

И – го – го.

***

Шла коза по мостику

(воспитатель сажает ребёнка на одно колено)

И виляла хвостиком,

(лицом к себе, держа за руки)

Зацепилась за перила,

ачает вправо, влево)

Прямо в речку угодила

(опускает вниз почти до пола)

Бух!

***

Едем, едем к бабе – деду

(воспитатель сажает ребёнка на колени)

На лошадке в красной шапке.

ладит по голове)

По кочкам, по кочкам,

(поочерёдно поднимает колени)

По кривенькой дорожке,

(наклоны в стороны)

По ухабам, по ухабам,

(подпрыгивание)

В ямку – бух!

(опускает вниз почти до пола)

Из ямки выбираемся

(поднимает и снова сажает на колени)

И дальше отправляемся.

***

Все захлопали в ладоши,

(воспитатель сажает ребёнка на колени)

Дружно, веселее,

(хлопает в ладоши вместе с ребёнком)

Застучали наши ножки

(стучит ножками)

Громче и быстрее,

По коленочкам ударим,

(ладошками бьёт по коленям)

Тише, тише, тише,

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше!

(ручки вверх)

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Покружились, покружились

и остановились.

(кисти поворачивает в одну сторону, в другую, опускает руки)

***

Мы поскачем, скачем, скачем,

(воспитатель сажает ребёнка на колени)

Скачем на лошадке!

(подпрыгивание)

Мы совсем уже не плачем,

Всё у нас в порядке.

или:

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы давным-давно не плачем,

Всё у нас в порядке.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.
И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!


Потешки в разные режимные моменты

Потешки для новичков

Ой, мой маленький.

Ненаглядненький,

Мой, хорошенький,

Мой, пригоженький.

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Красно яблочко в саду.

Ой ты, сынок,

Медовый сахарок,

Румяный пирожок,

Берёзовый душок.

Ах ты мой мальчик,

Желтый одуванчик!

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Потешки для утешения

Что ты плачешь, «ы» да «ы»,

Слёзы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не плачь, слёзы утри,

Куплю тебе три.

Цыть, цыть, не плачь,

Несёт котик калач.

Недалечко на мостике –

Несёт калач на хвостике.

Придет киска не спеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До (имя ребёнка) добрались?

Нет, портить настроение

Никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Маленькая мышка,

Утешь мою малышку.

Не будет Маша плакать

Не будет горевать.

Пойдем мы по дорожке

На встречу к тете кошке.

Потешки при умывании

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Чистая водичка

Умой Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

Кран, откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенька!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся! Грязь смывайся!

Закатаем рукава,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щёчки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки,

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто.

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Потешки при кормлении

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Жили – были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

Ладушки, ладушки,

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Молочко.

Кашка вкусненька,

Молочко сладенько.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка – за капусту,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Утка утёнка, кошка котёнка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели, кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет? Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Потешки при одевании на прогулку

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо!

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Ботинки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик! - Как живешь?

Потешки для сна

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Спи, усни, Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

Ай, качи, качи, качи,

Улетели в лес грачи.

Не летают гули -

Все давно уснули.

Не скребутся паучки –

Влезли в норки у печи.

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько.

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлькам…

Спят – поспят,

Всему миру спать велят.

Лю-ли, лю-ли, лю-ли,

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

Тихо детку усыплять:

— Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай!

Потешки после сна

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Полежали немножко…

Распахнула окошко:

Здравствуй, солнышко -

Колоколнышко!

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

Митя, Митенька, проснись,

Да с кроватки – то спустись!

Слышишь, крикнул петушок,

За селом поёт рожок,

На крылечке дверь скрипит,

У колодца гусь стоит,

Журавли в бору курлычут,

А с реки цыплята кличут:

«Митя, Митенька, вставай,

Светлый день не прозевай!»

Мы проснулись, мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Всем улыбнулись.

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки!

Где игрушечки, погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!


Список литературы

1. Белова О.Е. «Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы». ФГОС ДО – Издательство «Учитель», 2015.

2. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). Ростов-н/Д: Феникс, 2008.

3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2007.

4. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Севостьянова Е.О. Дружная семейка (программа адаптации детей к ДОУ). М.: ТЦ Сфера, 2006

Аверина С.П.


[1] Факторы — условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние, воздействие на процесс и результат этого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....

Родительское собрание в средней группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

И.  брандт:Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети, Мы за слова свои в ответе И за дела. Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, А как пот...

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада  «Жизнь ребёнка в детском саду»

На нашем первом родительском собрании планировалось осветить пять главных вопросов:•1. Знакомство родителей с жизнью детей в группе детского сада;•2. Адаптационный период в детском саду...