Конспект мероприятия «Семья-убежище души».
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Встреча с родителями
«Семья — убежище души».
Духовно-нравственное воспитание детей.
Встреча с родителями старшей группы.
Еще только ожидая ребенка, родители мечтают о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, смелым, справедливым, заботливым и трудолюбивым человеком. Как донести этот идеал до ребенка-дошкольника? Очевидно, он нуждается в конкретном примере.
Дети 4-7 лет легко подражают как своим близким людям -- отцу, матери, старшим братьям и сестрам, так и тем, о ком они узнают из книг, фильмов, из рассказов родителей и воспитателей. Задача взрослых - уметь проникнуть во внутренний мир ребенка, пробудить в нем желание и потребность действовать подобно тем, кто несет в себе положительные качества и черты. Это и значит направить нравственное развитие ребенка.
Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Культура поведения воспитывается всем укладом семьи. Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность поупражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка мама предлагает ей присесть, справляется о здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Чтобы не случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми- не унижают перед другими, не задевают самолюбия. Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям. Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. Чтобы облегчить детям усвоение навыка, мы делим его на более мелкие, конкретные действия. Например, объясняем детям, что надо беречь игрушки. А это значит - машину возить за веревочку, не нажимать на колеса, не садиться в неё; куклу не бросать, замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Постепенное обучение детей выполнению подобных правил обращения с игрушками помогло большинству детей группы усвоить обобщенное правило - беречь игрушки.
Дело решается не только созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки. Чистое помещение, где удобно все размещено для ребенка, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку, книжку и положить обратно, он привыкает к аккуратности. В детском саду мы предлагаем ребенку накрыть на стол, убрать за собой посуду со стола (помочь няне, помочь другу убрать игрушки, завязать или развязать шарф, шапку, позаботиться о малышах на соседнем участке, выполнить просьбу воспитателей. Закрепляйте дома позитивные шаги вашего ребенка, не отталкивайте в желании вам в чем-то помочь. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам.
Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, - это затрагивает чувства детей, побуждает к действию. Для них важна заинтересованность взрослых успехами малыша, которая укрепляет его веру в свои силы, помогает видеть смысл и значение выполняемых дел.
Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным. Вот сын, рассматривая иллюстрации в книге «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.
Детям 5-7 лет следует объяснить, убедить, довести до их сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые должны опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках. Также' с детьми старшего дошкольного возраста можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя нравоучениями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие как, справедливость, скромность, отзывчивость. Вопросы «Как бы ты поступил? », «Хорошо это или плохо? » помогают ребенку анализировать свои и чужие поступки, принимать верное решение, а в последующем и поступать правильно.
Не забываете о художественном слове - рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения. В этом вам помогут рассказы Л. Воронковой, Драгунского, Н. Носова, Н. Сладкова, К. Чуковского, Чарушина, Г. Остера и других поэтов, и писателей.
И, наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только они не завышены и предъявляются вовремя и последовательно. Отметим важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков. Поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
С раннего возраста мы знакомим детей с различными формами русского народного фольклора: это песенки-потешки, загадки, сказки пословицы и поговорки. Песенки-потешки забавляют, успокаивают малыша. Исполняя их, взрослый изливает на ребенка всю свою любовь, теплоту и в результате рождаются ответные чувства. Подрастает ребенок и «народная педагогика» использует для его развития игру. Одной из ипостасей её являются загадки. Удивительно поэтичны русские загадки. В них много причудливых красочных сравнений, богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадывая детям загадки, взрослые проверяют их внимание, сообразительность, стимулируют умственную деятельность. Одним из любимейших жанров фольклора у детей — это скороговорки. Не каждому ребенку удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.
Сказки преподают ребенку уроки нравственности. Они развивают его память, тренируют внимание; дети узнают из них много нового и интересного. Ребята сочувствуют героям сказок, жалеют бедных и несчастливых, радуются победе добра над злом и ненавидят несправедливость.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Подобно любому другому чувству любовь к Родине обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
«Родной дом» - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в дошкольном возрасте, в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой - и потому, что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди; и потому что их воздействие намного превосходит влияние других взрослых, и потому, что падают эти уроки на благодатную почву.
Семья и детский сад связаны между собой. Нам есть над чем работать. И здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения, важно, чтобы мы не заменяли друг друга, а действовали вместе в интересах ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного занятия "Музыка-душа народа"
Конспект доминантного занятия на тему" музыка-душа народа". Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ ЦРР №5 Ловдиковой О.М....
Родительская встреча "Семья - убежище души"
Встреча с родителями«Семья -убежище души»Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.Старшая группа МБДОУ№4 старший воспитатель Гревцева А. А.Цели и задачи1. Укрепи...
Семейный вечер «СЕМЬЯ – УБЕЖИЩЕ ДУШИ»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8608589","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8608597","at...
Конспект комплексного занятия "Сказка - душа русского народа"
Знакомство детей с истоками русской народной культуры и быта русского народа с помощью народного фольклора : сказки, потешки, пословицы и поговорки. Чтение пословиц, потешек и загадок, драматизация ск...
Родительское собрание на тему "Семья - убежище души"
Собрание направлено на создание предпосылок для формирования у родителей отношения к семье, как одной из главных жизненных ценностей. Решаются основные проблемы семейного воспитания и как ...
Досуговое мероприятие "Семья вместе - душа на месте"
В предверии Дня семьи, любви и верности мы подготовили семейный досуг«Семья вместе – душа на месте» Цель: Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к с...
Конспект тренинга для педагогов "Душа с душою говорит".
Тренинг для начинающих специалистов по развитию эмоционального интеллекта....