Сказки для адаптации к школе (продолжение)
консультация (подготовительная группа)
Данная статья продолжает помогать первоклассникам с помощью сказок адаптироваться к новым условиям - школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_dlya_adaptatsii_k_shkole_-_prodolzhenie.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки для школьной адаптации (продолжение)
(консультация для родителей)
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой , страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются эти сказки. Сопереживая сказочным, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволят снизить школьную тревогу у детей, использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Третья сказка. Смешные страхи.
Наступило первое сентября. Каждому ученику эта дата понятна и ясна – идём дружно в школу! А для первоклассников – это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.
Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, ещё тёплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.
Около школы встречал учитель Ёж. Он внимательно изучал каждого ученика своими глазами и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Ёж оценил старания ребят. «Спасибо!»- произнёс учитель, и его глаза засветились весёлыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом раздавался по всему лесу.
«Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться!» - торжественно произнёс Ёж.
Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись, и смело нашли себе подходящее место.
«На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнёс Ёж. – Вы расскажите, как вас зовут, чем любите заниматься».
Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он вжался весь в комочек и спрятался за парту так, что одни дрожащие ушки выглядывали. Ёж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.
- Я? Не-не-не знаю! – дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
- Кто тебя так напугал? - забеспокоился учитель.
- Бра – братишка…- ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат, как следует, да ещё будут наказывать палками и хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
- А что ещё рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Ёж.
- Он говорил…- уже смелее произнёс Зайчик, - что у Вас очень острые иголки, и что не послушных учеников Вы больно ими колите.
Ёж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.
- Да, твой братишка – фантазёр! – с улыбкой рассуждал учитель, - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.
- Наверное… – уже спокойно отвечал Зайчонок, - ещё он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.
- А ты любишь бегать и прыгать? – уточнял учитель.
- Очень! - радостно отвечал Зайчонок.
- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать игры для отдыха.
После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Ёж пригласил ребят в коридор, отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
Четвёртая сказка. Игры в школе.
На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.
- Да, попрыгать-то здесь особенно негде?! – произнесла Белочка.
- Почему? – возразил Волчонок, – А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.
Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбуждённый и всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чём дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.
- Да, повеселились…- спокойно произнёс Ёж, - А звонок на урок уже прозвенел!
- Я не слышал! – сказал запыхавшийся Волчонок.
- И я не слышала…- прошептала Белочка.
- Белочка и Волчонок поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно попросил учитель.
Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.
Ёж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клеточку. В тетрадочке надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.
А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки, и принялась их рассматривать, играть.
- Как у тебя получилось, Белочка? – обратился к ученице Ёж.
- А я ничего не смогла сделать, - произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.
- Но ведь сейчас Заяц ещё раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?
- Нет! – призналась Белочка. – Не слышала…
- А что же ты делала? – поинтересовался Ёж.
- Я играла с орешками, – честно призналась Белочка.
- Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, - обратился Ёж ко всему классу.
- Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем. Когда играть, где, как и в какие игры? – продолжал учитель.
- Можно прыгать и бегать! - радостно предложил Волчонок, который ещё находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.
- Можно. – Согласился Ёж, - Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?
- Испачкаются, сломаются столы или стульчики! – ответил Лисёнок, лапкой нежно поглаживая свою парту.
- Больно ушибутся или ударят кого-то, нечаянно! – забеспокоился Зайчонок.
- Да, это верно! А ещё? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! – помогал ребятам Ёж.
- Это точно, - согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили, - Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?
Все задумались. И Ёж думал вместе с ребятами.
- Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? – спросил Медвежонок.
- Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, - объяснял учитель.
- А может быть нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать по очереди соревнования? – предложил Заяц.
- И ещё повесим на стенку цветной круг, и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! – размечтался Лисёнок.
- Молодцы, ребята! Здорово придумали! – похвалил учитель, - Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеёк», «Тише едешь – дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно Вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?
- На уроке не играют, а учатся! – важно произнёс Медвежонок. – А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?
- Правильно, Медвежонок! – согласился Ёж, - Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?
- Да, - тихо произнесла она. – Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.
- Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.
Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали организовывать теннисный стол в коридоре. А Ёж научил всех новым играм.
Так прошёл первый день в Лесной школе.
Пятая сказка. Школьные правила.
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Ёж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.
- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Ёж, - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - Что существуют правило в питании. Например, когда мы кушаем, меньше разговариваем, чтобы лишний воздух не попал в животик.
- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, что во всём мире живёт много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
- «Правило» – значит делать правильно! – подвёл итог Медвежонок.
- Молодцы! – похвалил всех учитель, - А зачем нужны эти правила, может быть и без них можно прожить?
- Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, – улыбаясь, произнёс Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.
- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.
- Неприятности никто не любит, - подтвердил учитель. – Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
- Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.
- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
- Конечно, согласны! - хором ответили ученики.
- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.
Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
- Готово! - обрадовался Лисёнок.
- В школе «Здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
- Отлично, Лисёнок!
Второе правило потруднее: До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.
- Можно я попробую? – предложил Зайчонок.
- До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд,
Ждут, учителя, стоят!
- Молодец, Зайчонок!
Третье правило: Чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке ученики слушают внимательно и выполняют требование учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
- Это, сложно! Не знаю, подойдёт ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.
- Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать
Или важное сказать.
- Очень хорошо, Медвежонок!
Правило четвёртое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учиться думать.
- Это легко! – воскликнул Волчонок,
- На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Но ответит только тот,
Кого учитель назовёт.
- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Ещё попробуем?
Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
- Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка,
- Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку всё,
Чтоб училось нам легко!
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - Порадовался за своих учеников Ёж. – Эти пять правил, мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того, чтобы лучше усваивался учебный материал, закреплялся, и чтобы вы смогли его выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей.
Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других важное сказать.
Удачи вам ребята!
После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит у каждого ученика по-разному, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут предположить удовлетворённость школьным обучением, наличие эмоциональных переживаний, школьной тревоги.
Марина Александровна Панфилова
психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"
Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....
Перспективно - тематическое планирование (НОД) на второй квартал 2015 -2016 учебный год в старшей (логопедической) группе "От рождения до школы", продолжение
Продолжение материала...
Сказки для школьной адаптации "Лесная школа"
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Чтобы и...
Перспективно - тематическое планирование (НОД) на третии квартал 2015 -2016 учебный год в старшей (логопедической) группе "От рождения до школы", продолжение
Продолжение тематического планирования...
Терапевтические сказки для адаптации детей к школе "В школу с удовольствием!"
Тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школ...
Терапевтические сказки для адаптации детей к школе "В школу с удовольствием!"
Тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школ...
Сказки для адаптации детей к школе.
Сказки о лесной школе....