Сказки для адаптации к школе (продолжение)
консультация (подготовительная группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Данная статья продолжает помогать первоклассникам  с помощью сказок адаптироваться к новым условиям - школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_dlya_adaptatsii_k_shkole_-_prodolzhenie.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки для школьной адаптации (продолжение)

(консультация для родителей)

 

   Поступление в школу – это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой        , страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются эти сказки. Сопереживая сказочным, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволят снизить школьную тревогу у детей, использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Третья сказка. Смешные страхи.

   

   Наступило первое сентября. Каждому ученику эта дата понятна и ясна – идём дружно в школу! А для первоклассников – это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, ещё тёплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы встречал учитель Ёж. Он внимательно изучал каждого ученика своими глазами и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Ёж оценил старания ребят. «Спасибо!»- произнёс учитель, и его глаза засветились весёлыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом раздавался по всему лесу.

«Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться!» - торжественно произнёс Ёж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись, и смело нашли себе подходящее место.

«На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнёс Ёж. – Вы расскажите, как вас зовут, чем любите заниматься».

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он вжался весь в комочек и спрятался за парту так, что одни дрожащие ушки выглядывали. Ёж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.

- Я? Не-не-не знаю! – дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

- Кто тебя так напугал? - забеспокоился учитель.

- Бра – братишка…- ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат, как следует, да ещё будут наказывать палками и хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

- А что ещё рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Ёж.

- Он говорил…- уже смелее произнёс Зайчик, - что у Вас очень острые иголки, и что не послушных учеников Вы больно ими колите.

Ёж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

- Да, твой братишка – фантазёр! – с улыбкой рассуждал учитель, - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

- Наверное… – уже спокойно отвечал Зайчонок, - ещё он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

- А ты любишь бегать и прыгать? – уточнял учитель.

- Очень! - радостно отвечал Зайчонок.

- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать игры для отдыха.

После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Ёж пригласил ребят в коридор, отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Четвёртая сказка. Игры в школе.

   На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

- Да, попрыгать-то здесь особенно негде?! – произнесла Белочка.

- Почему? – возразил Волчонок, – А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбуждённый и всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чём дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

- Да, повеселились…- спокойно произнёс Ёж, - А звонок на урок уже прозвенел!

- Я не слышал! – сказал запыхавшийся Волчонок.

- И я не слышала…- прошептала Белочка.

- Белочка и Волчонок поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно попросил учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.

Ёж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клеточку. В тетрадочке надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.

А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки, и принялась их рассматривать, играть.

- Как у тебя получилось, Белочка? – обратился к ученице Ёж.

- А я ничего не смогла сделать, - произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

- Но ведь сейчас Заяц ещё раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

- Нет! – призналась Белочка. – Не слышала…

- А что же ты делала? – поинтересовался Ёж.

- Я играла с орешками, – честно призналась Белочка.

- Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, - обратился Ёж ко всему классу.

- Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем. Когда играть, где, как и в какие игры? – продолжал учитель.

- Можно прыгать и бегать! - радостно предложил Волчонок, который ещё находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

- Можно. – Согласился Ёж, - Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

- Испачкаются, сломаются столы или стульчики! – ответил Лисёнок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

- Больно ушибутся или ударят кого-то, нечаянно! – забеспокоился Зайчонок.

- Да, это верно! А ещё? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! – помогал ребятам Ёж.

- Это точно, - согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили, - Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Ёж думал вместе с ребятами.

- Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы?  – спросил Медвежонок.

- Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, - объяснял учитель.

- А может быть нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать по очереди соревнования? – предложил Заяц.

- И ещё повесим на стенку цветной круг, и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! – размечтался Лисёнок.

- Молодцы, ребята! Здорово придумали! – похвалил учитель, - Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеёк», «Тише едешь – дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно Вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

- На уроке не играют, а учатся! – важно произнёс Медвежонок. – А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

- Правильно, Медвежонок! – согласился Ёж, - Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

- Да, - тихо произнесла она. – Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

- Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали организовывать теннисный стол в коридоре. А Ёж научил всех новым играм.

Так прошёл первый день в Лесной школе.

Пятая сказка. Школьные правила.

   На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Ёж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Ёж, - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - Что существуют правило в питании. Например, когда мы кушаем, меньше разговариваем, чтобы лишний воздух не попал в животик.

- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, что во всём мире живёт много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- «Правило» – значит делать правильно! – подвёл итог Медвежонок.

- Молодцы! – похвалил всех учитель, - А зачем нужны эти правила, может быть и без них можно прожить?

- Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, – улыбаясь, произнёс Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.

- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.

- Неприятности никто не любит, - подтвердил учитель. – Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

- Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.

- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

- Конечно, согласны! - хором ответили ученики.

- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

- Готово! - обрадовался Лисёнок.

- В школе «Здравствуй» говорят

И с улыбкой дарят взгляд!

- Отлично, Лисёнок!

Второе правило потруднее: До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.

- Можно я попробую? – предложил Зайчонок.

- До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд,

Ждут, учителя, стоят!

- Молодец, Зайчонок!

Третье правило: Чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке ученики слушают внимательно и выполняют требование учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

- Это, сложно! Не знаю, подойдёт ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

- Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,        

Если хочешь отвечать

Или важное сказать.

- Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвёртое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учиться думать.

- Это легко! – воскликнул Волчонок,

- На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Но ответит только тот,

Кого учитель назовёт.

- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Ещё попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

- Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка,

- Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку всё,

Чтоб училось нам легко!        

- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - Порадовался за своих учеников Ёж. – Эти пять правил, мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того, чтобы лучше усваивался учебный материал, закреплялся, и чтобы вы смогли его выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей.

Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других важное сказать.

Удачи вам ребята!

После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит у каждого ученика по-разному, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут предположить удовлетворённость школьным обучением, наличие эмоциональных переживаний, школьной тревоги.

Марина Александровна Панфилова

психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Сказки для школьной адаптации "Лесная школа"

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Чтобы и...

Терапевтические сказки для адаптации детей к школе "В школу с удовольствием!"

Тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школ...

Терапевтические сказки для адаптации детей к школе "В школу с удовольствием!"

Тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школ...

Сказки для адаптации детей к школе.

Сказки о лесной школе....