чек-лист готовности ребенка к обучению в школе
консультация
Готовность ребенка к школьному обучению - это не просто умение ребенка читать и считать, а сформированность глубинных психических, физиологические компонентов. Необходимо созревание всех структур головного мозга - именно это дает возможность справиться с любой учебной задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_gotovnosti_k_shkole_s_tochki_zreniya_neyropsihologii.docx | 78.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Чек-лист оценки готовности ребенка к школе
Чек-лист
оценки готовности ребенка к школе
Условные обозначения:
- возрастная норма, ребенок готов к обучению в школе
- несоответствие возрастной норме, ребенку требуется коррекционно-развивающий маршрут.
Порядок работы с чек-листом: поставьте «галочку» в соответствующей графе.
Уровень развития | Критерий оценки | Уровень развития | ||
ν | описание | ν | ||
Мотивационная готовность | ||||
трудности самоорганизации, деятельность хаотична, непродуманна, часто отвлекается, возврат в задание только через внешнее подкрепление | Саморегуляция | сформированность контроля за собственной деятельностью, в том числе по заданию | ||
снижение критичности к ситуации, процессу и результату своей деятельности, | Самооценка | объективная оценка результатов своей деятельности (когда ребёнок может выделить наиболее продуктивно получившийся продукт) и ситуации | ||
трудности при подготовке и в выполнении цепочки действий, не может рассчитать, сколько места займет рисунок/запись, не может распределить время на выполнение | Планирование и прогнозирование | наличие ориентировки (анализ условия задачи, сопоставление данных условия с искомым), построения плана и средств выполнения (внутренний или внешний), выполнение действия и соотнесение с конкретными условиями, наличие контроля и оценки, исправление ошибок, попытки найти другой алгоритм действий |
Интеллектуальная готовность | ||||
не может ответить или испытывает трудности в ответах на вопросы о себе (имя, возраст, где живет и т.д.) и окружающей среде (времена года, дни недели и т.д.) | Уровень общих знаний | ориентируется в месте, времени, в своих личных данных без ограничений | ||
снижение общей продуктивности, флуктуации работоспособности, инактивность (увеличение общего времени протекания деятельности), трудности вхождения в деятельность, застревания, латентный период реагирования на инструкции, утрата инструкции (не удерживает), искажения восприятия инструкции | Деятельность | равномерный темп деятельности, принятие и удержание инструкции без ограничений | ||
моторная неловкость, недифференцированные моторные программы, дезорганизация двигательных программ, наличие компенсаторных механизмов и тонической заинтересованности, двигательная расторможенность, медлительность, неустойчивость кинестетического образца, нарушения ритмической организации двигательного акта | Крупная моторика | сформированность мышечных систем, опорно-двигательного аппарата: согласованность и скоординированность движений, сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений, подстройка тела под комфортное положение | ||
компенсаторная поза при письме, выдвижение плеча или руки вперед, неустойчивое положение ручки в руке, наклон ручки в обратную сторону, неэкологичный захват, очень медленный темп письма, | Мелкая моторика, в том числе графо- моторные навыки | сформирована зрительно- моторная координация, плавные амплитудные движения на уровне кисти, произвольная регуляция расслабления, захват пишущего предмета с опорой на средний палец и с активным свободным |
макрография, микрография | амплитудным движением указательного и большого пальца | |||
снижение объема, нарушение последовательности, трудности произвольной организации вербальной информации | Память | сформированные алгоритмы запоминания, прочность запоминания, объем: с 5,5 до 7 лет – 5-7 единиц, в 7 лет норма - 7-9 единиц | ||
нарушение узнавания реальных объектов, изображений в усложненных условиях, трудности выделения фигуры из фона, игнорирование одной половины зрительного поля, непродуктивная стратегия анализа зрительного образца, нарушение восприятия пространственных признаков (координатных, метрических, структурно- топологических, проекционных), трудности опознавания речевых и неречевых\бытовых звуков, ошибки при локализации прикосновений, трудности при узнавании предметов на ощупь | Гнозис | опознание стимулов различной модальности в любых усложнённых условиях без ограничений | ||
нарушение избирательности, концентрации, объема внимания | Внимание | преобладание произвольного внимания над непроизвольным | ||
нарушения понимания речи, трудности включения в речь, нарушения грамматического оформления высказывания, нарушение фонематического слуха, бедный словарный запас, стереотипность грамматических | Речевая деятельность | актуализированный активный и пассивный словарь, использование различных грамматических конструкций в организации программирования собственного высказывания, адекватное понимание контекста, |
конструкций, искажение звукопроизношения | звукопроизношение без особенностей | |||
несформированность процессов обобщения (анализ, синтез, классификация), инертность мыслительных процессов | Мышление | доступны все мыслительные операции без ограничений, сформированность символической функции | ||
Личностная готовность | ||||
игровая мотивация, ситуативный характер общения, | Социальная ситуация развития | сформированная позиция «школьника», интерес к исследованию с готовностью включается в задание (учебная деятельность как ведущая) | ||
затруднено установление контакта, повышенный уровень тревожности, выражена эмоциональная лабильность, неадекватные эмоциональные реакции, негативизм, агрессия, подавленность, замкнутость, сужение поля эмоционально значимых стимулов, трудности дифференцировать содержательную сторону эмоций (своих и чужих), склонность к демонстративным проявлениям, оппозиционное поведение, чрезмерная исполнительность | Эмоциональное состояние и характерологические особенности | эмоциональное состояние ровное, адекватное ситуации обследования, адекватное отношение к замечаниям и неуспеху |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....
Доклад "Готовность ребенка к обучению в школе"
Доклад о работе учителя - логопеда по обучению детей грамоте "Готовность ребенка к обучению в школе"...
Диагностика готовности ребенка к обучению в школе
В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...
Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."
«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А Тест для родителей....
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...
Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе и что должен знать ребенок перед школой»
Консультация для родителей«Готовность ребенка к обучению в школеи что должен знать ребенок перед школой»Воспитатель: Коробченко Г.Г. Цель: познакомить родителей с основными асп...
- Мне нравится (1)