Консультация для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет дома"
консультация (старшая группа)

Воронова Марина Петровна

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_detey_5-6_let_doma.docx220.76 КБ

Предварительный просмотр:

https://funart.pro/uploads/posts/2020-04/1586159977_12-p-vertikalnie-detskie-foni-dlya-word-26.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеек»

города Рубцовска Алтайского края

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-44, detsadik48@yandex.ru

«Развитие связной речи детей 5-6 лет дома»

                                                  Подготовила:

                                                    Воронова М.П.

https://funart.pro/uploads/posts/2020-04/1586159977_12-p-vertikalnie-detskie-foni-dlya-word-26.jpg

В сложившейся ситуации с коронавирусом наши дети остались без должного всестороннего развития. Для нас с вами важно, чтобы дети не отставали от образовательной программы и были своевременно готовы к школе.

Для достижения данной цели мы вам расскажем, как можно помочь вашим детям развить связную речь дома.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить - надо говорить.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть связной речью?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.


Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях:https://funart.pro/uploads/posts/2020-04/1586159977_12-p-vertikalnie-detskie-foni-dlya-word-26.jpg

Игра «Что мы видим во дворе?»

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Упражнение «Повтори скороговорку»

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение «Выучи стихотворение»

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.


Упражнение «Загадки»https://funart.pro/uploads/posts/2020-04/1586159977_12-p-vertikalnie-detskie-foni-dlya-word-26.jpg

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение «Посмотри, что увидел, расскажи»

Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Во что одета девочка?»

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: «Видел девочку». Далее ребенку следует предложить описать увиденное, более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:


Игра «Угадай по описанию»https://funart.pro/uploads/posts/2020-04/1586159977_12-p-vertikalnie-detskie-foni-dlya-word-26.jpg

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: «Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее».

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение «Рисуем словами»

Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что, таким образом, с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра «А что было дальше?»

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила: «Кто тут?» (Что было дальше?)


Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.https://funart.pro/uploads/posts/2020-04/1586159977_12-p-vertikalnie-detskie-foni-dlya-word-26.jpg

Дополнительно предлагаю план пересказа по тексту, который пригодится вам в дальнейшем и в школе.

Занятие по обучению пересказу строится строго по плану:

1) организационная часть (цель - помочь ребенку сконцентрироваться и подготовиться к восприятию текста);

2) чтение текста (без установки на пересказ);

3) разбор текста в вопросно-ответной форме;

4)повторное чтение текста (с установкой на пересказ);

5) пересказ текста ребенком (с опорой на наглядность);

Не к любому художественному произведению можно составить схему. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, обязательно был центральный герой, который взаимодействует с несколькими по очереди появляющимися персонажами. Поэтому, я хочу предложить вам другой вариант - зарисовать условными обозначениями текст и потом попробовать его пересказать.

Также можно зарисовать пословицу, стихотворение.

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи детей дома» (консультация для родителей)

Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения,...

Развитие связной речи детей 4-5 лет дома.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без  обучения ребёнок не достигнет  уровня развития связной...

Развитие связной речи детей 5-6 лет дома

Данная консультация посвящена необходимости развития связной речи детей, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. ...

Работа с родителями КОНСУЛЬТАЦИЯ «КАК РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОМА?»

Связность речи – ее логичность и последовательность – важнейшее условие умственного, познавательного и социального развития ребенка. Это необходимый критерий успешности подготовки детей к ...

консультация по развитию связной речи детей

Развитие связной речи детей 4-5 лет в домашних условияхКак? Зачем? Почему? И кому? необходимо развивать связную речь. Эта информация в данной статье....