Развитие связной речи детей 4-5 лет дома.
статья (средняя группа) по теме
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без обучения ребёнок не достигнет уровня развития связной речи, который необходим для обучения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_detey_4-5_let.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи детей дома»
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и безспециального обучения ребёнок не достигнет того уровня развитиясвязной речи, который необходим для полноценного обучения вшколе. Работы, проводимой в детском саду или на подготовительныхк школе занятиях для полноценного развития связной речинедостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учрежденийдолжны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современныхусловиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитиюребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнкас родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Еслиребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполнеестественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи,нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматическиеошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельнаясвязная речь детей оказывается недостаточно сформированной, онине умеют связно и последовательно излагать содержание своихмыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями инавыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, ина прогулке. Очень важно направлять внимание ребенка не только напредметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет,задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет?Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полнымпредложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать,понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенкаигрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и двемашины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить,рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чемпохожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описаниеразличий, чем сходные признаки. Таким образом, называя самыеразные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи удетей.
Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители вдомашних условиях.
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто большеувидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна.Описывайте все увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое итолстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенкутрудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Тыувидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитиюактивной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, коговстречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях.Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности,пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра "Профессии"
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементыролевой игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушекможно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите вкомнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, апотом спросите малыша: "Кто ты?"
Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием,например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами онпользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задаватьнаводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:
Как называется человек этой профессии на картинке?
Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?
Чем занимается человек на этой работе? Где он работает? Какиеинструменты ему необходимы в этой профессии? Зачем нужна этапрофессия? Приносит ли она пользу людям?
Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одетв белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице илечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужныспециальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессияврач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различныхболезней.
Упражнение "Давай поговорим"
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь иты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что тыел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может бытьквалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы,как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой налексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные посодержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.
Упражнение "Повтори скороговорку"
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Онипозволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции,совершенствовать плавность и темп речи.
Упражнение " Выучи стихотворение"
Разучивание стихов является средством закрепления правильногозвукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбираястихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка.Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можноразучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, темсамым развивать и зрительную память.
Игра "А что было дальше?"
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделятьформированию самостоятельной связной речи. Например, можнопредложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинятьрассказ вместе с ним, по очереди:
— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки надаче.
— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полнуюкорзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит посторонам.
— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!
— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)
Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнкомпредоставляет множество возможностей для развития связной речи.Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности иродительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошоразвитой речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей дома.
Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях....
Материал для родителей. "Развитие связной речи детей дома".
Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения,...
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....
Развитие связной речи детей 5-6 лет дома
Данная консультация посвящена необходимости развития связной речи детей, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. ...
Памятка для родителей "Развитие связной речи детей дома" для детей старшего дошкольного возраста.
В данной памятке написано в какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 5...
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет дома"
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет дома"...