Развитие мелкой моторики у дошкольников
консультация
Если мелкая моторика у ребёнка хорошо развита, то можно с уверенностью сказать, что он подготовлен к письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей развитие мелкой моторики дошкольников будет успешным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутенко Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с №40 г.Белгород
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Современные родители, конечно, знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также очень тесно связаны развитие мелкой моторики и развитие речи. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Если мелкая моторика хорошо развита, то можно с уверенностью сказать, что ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Специалисты считают, что развитие моторики у детей 4 - 5 лет должно соответствовать следующим требованиям:
- Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
- Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
- Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
- Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
- Рисует человечка с не менее чем 3 элементами.
Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.
Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите ребёнка выполнить следующие несложные упражнения.
- Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
- У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
- Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
- Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
- Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
- Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
- Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
- Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.
Теперь подведите итоги. К пяти годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается выполнение 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с ребёнком нужно больше заниматься.
Для этого советуем использовать игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
- мозаика;
- пазлы;
- конструктор;
- рисование по трафаретам;
- штриховка;
- рисование по фигурным линейкам;
- работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
- предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
- пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку;
- давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть лепит всё, что захочет. Лепка должна присутствовать в ежедневных занятиях детей с 3 до 5 лет.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуем проводить регулярно по 5 минут несколько раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование.
Регулярные занятия способствуют также формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только совместными усилиями педагогов, родителей и самих дошкольников развитие мелкой моторики детей будет успешным.
Библиографический список
- Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 2.
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
- Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-472910-1409111322.jpg)
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000553-1516712671.jpg)
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/29/picture-128433-1717005742.jpg)
Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....