Психология детей и безопасность дорожного движения
методическая разработка

Нестерова Наталия Геннадиевна

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Психология детей и безопасность дорожного движения»

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за его небольшого роста, да и он сам может быть не виден водителям за стоящими и двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в ДТП. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.

Другая негативная особенность психофизического развития детей - трудность идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.

Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые.  Например, подходя по тротуару к краю проезжей части, взрослые уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю дороги, начинают наблюдения. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает.

На детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются. Известен случай, когда 6-летняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги воспитательницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.

Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что находится за ним, формируется у детей незаметно еще в раннем возрасте. Играя, ребенок часто выбегает из-за углов, дверей, мебели - возникает опасный отрицательный навык, с которым маленький пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок перебегает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но такие действия не воспринимаются ребенком как ошибка, неправильный навык закрепляется, и в дальнейшем будет повторяться, если на это не обратят внимания взрослые.

К сожалению, многие водители плохо представляют себе, как ребенок воспринимает дорожную ситуацию, когда он стоит на середине дороги. Привычка отступить, отшатнуться, отпрыгнуть, не поглядев заранее назад, свойственна детям, натренирована за годы детских игр в доме, во дворе, вдали от улицы. И бывает, что она незаметно для них самих срабатывает на дороге, т. е. там, где это смертельно опасно.

Большое влияние на поведение детей на улице оказывает окружение, в котором они находятся. По данным статистики, около трети всех ДТП с участием дошкольников произошли при сопровождении их взрослыми. Одна из причин этого - то, что дети находятся под присмотром лиц старшего возраста, которые не в состоянии сдерживать их подвижность. Нельзя не учитывать также, что на остановках транспорта детям быстро надоедает стоять и ждать, они ищут себе забаву и могут неожиданно выбежать на проезжую часть.

Есть особенности в восприятии ребенком потока машин. Водитель, который приближается к стоящим на разделительной линии детям, например, четвертым или пятым, воспринимает ситуацию менее опасной, чем водитель, приближающийся к ним первым: ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит, будут стоять и дальше - и этот четвертый или пятый расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина - трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу.

У детей очень распространено мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по "зебре" или о необходимости быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этих вопросах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум « Психология детей и безопасность дорожного движения»

Цель семинара: создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения. Задачи: создание положительного эмоционального настроя;ра...

Педсовет "Основы антитеррористической безопасности детей и безопасности дорожного движения в у ДОУ"

Определение состояния работы по формированию основ безопасности. Привлечение педагогов и систематизация их знаний в форме деловой игры по безопасности....

«Психология детей и безопасность дорожного движения»

Психология детей и безопасность дорожного движения....

«Основы антитеррористической безопасности детей и безопасности дорожного движения в ДОУ»

. Систематизировать знания педагогов о методике работы по направлениям «Профилактика ДТП», «антитеррористическая безопасность».2. Организовать умственную деятельность педагогов...