«Психология детей и безопасность дорожного движения»
материал по обж

Психология детей и безопасность дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психология детей и безопасность дорожного движения»

C:\Users\Марина\Desktop\Pravila.jpg

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.
У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадать все возможные варианты поведения водителя.
В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка.
Для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.
Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция – реакция торможения.
У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, деревьев, сугробов снега, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.
Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к проезжей части.
Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.  Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку.   

Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для ребенка с учетом его психофизиологического развития. Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями.

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за его небольшого роста, да и он сам может быть не виден водителям за стоящими и двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в ДТП. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.

Другая негативная особенность психофизического развития детей - трудность идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.

Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно-транспортной ситуации в лучшем случае не более двух-трех. Результаты опроса детей от 4 до 6 лет показали, что 54% четырехлетних, 45% пятилетних и 32% шестилетних уверены в возможности мгновенной остановки автомобиля в случае опасности.

Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Последние, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю дороги, начинают наблюдения. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что их 5-6-летние дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями всей ответственности за поведение ребенка на дороге.

На детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются. Известен случай, когда 6-летняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги воспитательницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.

Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что находится за ним, формируется у детей незаметно еще в раннем возрасте. Играя, ребенок часто выбегает из-за углов, дверей, мебели - возникает опасный отрицательный навык, с которым маленький пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок перебегает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но такие действия не воспринимаются ребенком как ошибка, неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет повторяться, если на это не обратят внимания взрослые.

Большое влияние на поведение детей на улице оказывает окружение, в котором они находятся. По данным статистики, около трети всех ДТП с участием дошкольников произошли при сопровождении их взрослыми. Одна из причин этого - то, что дети находятся под присмотром лиц старшего возраста, которые не в состоянии сдерживать их подвижность. Нельзя не учитывать также, что на остановках транспорта детям быстро надоедает стоять и ждать, они ищут себе забаву и могут неожиданно выбежать на проезжую часть.

Есть особенности в восприятии ребенком потока машин. Водитель, который приближается к стоящим на разделительной линии детям, например, четвертым или пятым, воспринимает ситуацию менее опасной, чем водитель, приближающийся к ним первым: ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит, будут стоять и дальше - и этот четвертый или пятый расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина - трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу.

У детей очень распространено мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по "зебре" или о необходимости быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этих вопросах.

Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый - эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора - и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чему же надо научить своих детей:

  • переходить улицу под прямым углом там и тогда, где и когда это разрешено;
  • идти по улице шагом, а не бежать, не спешить;
  • уступать дорогу транспорту, не стараться перебежать улицу перед приближающейся машиной;
  • ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а там, где нет тротуаров, - по левому краю дороги (обочине), т. е. навстречу движению транспорта;
  • понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве;
  • пользоваться общественным транспортом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум « Психология детей и безопасность дорожного движения»

Цель семинара: создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения. Задачи: создание положительного эмоционального настроя;ра...

Педсовет "Основы антитеррористической безопасности детей и безопасности дорожного движения в у ДОУ"

Определение состояния работы по формированию основ безопасности. Привлечение педагогов и систематизация их знаний в форме деловой игры по безопасности....

Психология детей и безопасность дорожного движения

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности....

«Основы антитеррористической безопасности детей и безопасности дорожного движения в ДОУ»

. Систематизировать знания педагогов о методике работы по направлениям «Профилактика ДТП», «антитеррористическая безопасность».2. Организовать умственную деятельность педагогов...