Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи для старших дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)
Чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Игры и упражнения по развитию речи
для старших дошкольников
(консультация для родителей)
Воспитатель: Лапина
Наталья Владимировна
2023 год
Игры и упражнения по развитию речи
для старших дошкольников
(консультация для родителей)
Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать знания. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
Обязательной проверке подлежит следующее:
- Правильность произношения звуков.
- Умение различать звуки речи на слух.
- Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
- Состояние словарного запаса.
- Сформированность грамматических систем.
- Владение связной речью.
Далее приведён дидактический материал для развития всех названных сторон речи.
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков и формирования фонематического восприятия.
Необходимо подобрать картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Ц), а также звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й. Каждый из этих звуков находится в трёх положениях в слове: в начале, в середине, в конце. Например:
С – Сук, коСа, автобуС;
СЬ – Сетка, оСёл, гуСь;
З – Зонт, коЗа;
ЗЬ – Земляника, обеЗЬяна;
Ц – Цапля, кольЦо, огуреЦ;
Ш – Шуба, ШиШка, Душ;
Ж – Жук, еЖи;
Ч – Чайник, боЧка, клюЧ;
Щ – Щётка, яЩик, клеЩи;
Р – Рука, аРфа, тигР;
РЬ – Репа, гРиб, фонаРЬ;
Л – Лук, воЛк, стоЛ;
ЛЬ – Лента, кошеЛёк, соЛЬ;
Й – Яблоки, маЙка, ЗмеЙ.
Определите, какой звук встречается чаще всего.
Шла с базара кошка, у кошки – лукошко. «ш»
У ежа – ежата, у ужа – ужата. «ж»
Забавной обезьяне, бросили бананы,
бросили бананы, забавной обезьяне. «з»
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. «д»
Цепочка слов.
Составьте цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Например: самолёт – тарелка – арбуз и т.д.
Сосчитай слоги.
Хлопните столько раз, сколько слогов в слове.
Например: мак, кошка, гусь, карандаш, лиса, банка, баран, барабан и т.д.
Упражнения для формирования грамматического строя речи и обогащения словаря.
Поставь вопрос.
Необходимо подобрать предметные картинки. Назовите, что изображено на картинках. Поставьте к ним вопрос.
Например: Кто это? – Корова. Кто это? – Ласточка. Кто это? – Мальчик. Кто это? – Собака. Что это? – Дом. Что это? – Лодка. Что это? – Шкаф и т.д.
Ответь на вопрос.
Необходимо подобрать сюжетные картинки. Назовите, что изображено на картинках. Ответьте на вопрос одним словом.
Например: Что делает мальчик? – Рисует. Что делает заяц? – Убегает. Что делает бабушка? – Вяжет и т.д.
Какой?
Необходимо придумать к изображённым предметам по 3 слова, к каторым можно задать вопрос: какой?
Например: лимон какой? –жёлтый, кислый, полезный.
Тигр какой? – злой, полосатый, сильный и т.д.
Сколько?
Сколько изображено предметов? (Обратите внимание на правильное окончание называемых ребёнком существительных).
Например: Одна ложка. – пять ложек. – девять ложек.
Одна вилка. – три вилки. –пять вилок.
Одна груша. –пять груш. - семь груш.
Одно яблоко. – три яблока. – пять яблок.
Один помидор. -два помидора. – шесть помидоров.
Что из чего сделано?
Если тарелка сделана из стекла, то какая она? Тарелка … (стеклянная).
Если мяч сделан из резины, то какой он? Мяч … (резиновый).
Если стол сделан из дерева, то какой он? Стол …(деревянный) и т.д.
Противоположности.
Подбери слово с противоположным значением.
Например: холодно - … высоко -…
быстро -… далеко -…
день - … справа -…
впереди -… светло -…
Продолжи предложение.
Хлеб лежит в … (хлебнице).
Масло лежит в … (маслёнке).
Гриб, растущий под берёзой, называют … (подберёзовик).
Этот кот был просто огромным, не кот, а …(котище).
Классификация.
Корова, лошадь, коза, кот, собака – домашние животные.
Тигр, лев, волк, лиса, заяц -…
Орёл, голубь, стриж, цапля -…
Яблоко, груша, мандарин, апельсин -…
Посуда –тарелка, чайник, чашка, кастрюля.
Одежда - …
Обувь - …
Домашние птицы -… и т.д.
Упражнения для развития связной речи.
- Рассказ ребёнком о любимой игрушке.
- Составление рассказа по картинке.
- Составление рассказа по серии картинок.
- Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа.
- Рассказ о событиях прошедшего дня.
- Заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?) и т.д.
Данные игры и упражнения рекомендуется проводить на прогулках, в процессе наблюдения, при общении с ребёнком. Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания-упражнения для развития речи старших дошкольников.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в...
Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры....
Кинезеологические упражнения в развитии интеллекта старших дошкольников
Актуальность темы выполненной работы обусловлена важнейшими функциями, которые выполняет кинезеология, как наука о развитии головного мозга через движения....
Игры и упражнения на развитие общения старших дошкольников
Данные игры и упражнения могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений в рамках формирования межличностных отношений между ребятами, обучению их правильному общению, преодолению отчужденной по...
Подборка игр и упражнений по развитию речи старших дошкольников
Материалы самообразования по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;Задачи: - совершенство...
Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»
Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»...
Статья в сборник конференции "Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников"
laquo;Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников»...