Статья в сборник конференции "Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников"
статья (старшая группа)
«Роль кинезиологических упражнений в развитии речи
старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_kineziologicheskih_uprazhneniy_v_razvitii_rechi_starshih_doshkolnikov.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль кинезиологических упражнений в развитии речи
старших дошкольников»
Ахмадиева Э.Ю.
МАДОУ Детский сад №1 «Айгуль» г. Бирска
Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с общим недоразвитием речи. Для данного контингента детей характерны системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, мы стали применять их и в образовательной деятельности, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников. Из всего многообразия кинезиологических упражнений на занятиях по развитию речи применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.
Кинезиологические приёмы, которые мы используем в образовательном процессе:
- артикуляционные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
- сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
- упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в образовательной деятельности:
1.Разучивание с воспитанниками кинезиологических упражнений, отрабатывание техники.
2.Добавление к этим упражнениям речевое сопровождение;
3.Подключение движение языка к движениям рук;
4.Сочетание дыхательных и двигательных упражнений;
5.Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью воспитателя), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).
Использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:
- звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
- фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
- лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).
Однако, обязательное условие эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений.
В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Кинезиологические приёмы можно с успехом применять по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа:
- обогащение, уточнение, дифференциация словаря;
- формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;
- развитие связной речи.
Например, упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п. Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах), преследуем сразу несколько задач. Педагог проводит предварительную работу по теме лексической теме, обогащая словарь словами-признаками, согласовывая прилагательные с существительными в роде, совершенствуя умение составлять описательный рассказ. Например, описывая животного медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить. Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему. Например, упражнение «Змейка»». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку. По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем кинезиологические упражнения: «Кулак - ребро - ладонь», «Лезгинка»
Применение на занятиях по развитию речи кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.
Литература:
1.Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии: Практическое пособие для учителей и родителей. Сфера 2017-128с.
2.Сиротюк А.Л. Упражнение для психомоторного развития: Практическое пособие 2014- 60с.
3.Сиратюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников-М: ТЦ Сфера 2018-48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания-упражнения для развития речи старших дошкольников.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в...
Подборка игр и упражнений по развитию речи старших дошкольников
Материалы самообразования по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;Задачи: - совершенство...
Кинезиологические упражнения для развития речи дошкольников
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только станов...
Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»
Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»...
Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....
Упражнения по развитию речи старших дошкольников
Школа не за горами.Многие из ваших деток уже знают буквы алфавита , некоторые уже научились складывать слоги, а слоги в слова.Предлагаю вспомнить алфавит и найти среди картинок слова, начинающие...