Проект на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности».
проект
В связи с тем, что нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей, мы создали проект взаимодействия с родителями по развитию игровой деятельности. В основу своего проекта мы взяли театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности».
Аннотация
В связи с тем, что нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей, мы создали проект взаимодействия с родителями по развитию игровой деятельности. В основу своего проекта мы взяли театрализованную деятельность.
Актуальность проблемы состоит в следующем: театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Позволяет решать вопросы развития личности : умение организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим; умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.
Игра как вид деятельности человека издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов, биологов, социологов. Игра представляет собой особый вид деятельности человека. Ученые изучают игры детей и взрослых, отыскивая их специфичные и отличительные черты.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов.
Уже в раннем детстве мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх (Л. С. Выготский). Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется. Исследования Н. А. Менчинской, A.M. Матюшкина показали преимущество метода проблемного обучения.
Основные требования к руководству игрой детей дошкольного возраста раскрываются и в трудах Н. М. Аскариной, Ф. А. Фрадкиной, С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной и др., в которых помимо, комплексного руководства игрой рассматривается также метод создания проблемных ситуаций. Однако в этих исследованиях не отражена последовательность применения усложняющихся проблемных ситуаций. На практике воспитатели и родители чаще используют метод прямых инструкций, тогда как дети могут в игре решать более сложные и интересные задачи.
Проблема организации педагогических условий развития игровой деятельности в дошкольном возрасте является актуальной, поскольку она, на наш взгляд, менее изучена. Ее изучение помогло бы решению задач развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, дало бы возможность использовать новые методы и приемы воспитания и обучения детей в процессе игровой деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей.
Театр — один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию, оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную функции.
Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию. Идея о том, что театр должен быть воплощением духовной жизни человека, средством воспитания, активно развивалась В. Й. Немировичем-Данченко и К. С. Станиславским — реформаторами русского театра.
Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.
Эта особенность театрального искусства с особой силой проявляется при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются «заниматься» с ним, а вот играть с подросшим сыном или дочерью, как правило, не хотят или не умеют.
А ведь игра — это ведущий вид деятельности дошкольников. В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности.
Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное — причудливо комбинирует старые. Совместная игра родителей и ребенка-дошкольника помогает лучше понять друг друга, в результате чего взаимоотношения с детьми становятся более теплыми и содержательными.
Сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых и здоровых отношений с детьми полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового общения.
Перед началом работы по изучению влияния по театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:
• Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства
• Работать над правильным произношением звуков и над интонационной выразительностью речи
• Побуждать детей импровизировать диалоги действующих лиц в хорошо знакомых сказках и сочинять новые
• Совершенствовать память, мышление, воображение, внимание восприятие детей
• Формировать у детей представление о честности, справедливости, доброте
• Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа
Для решения поставленных задач мы разработали программу «Играем вместе», которая была реализована с учетом следующих психолого-педагогических условий:
· положительная мотивация всех субъектов взаимодействия,
· благоприятный психологический микроклимат при общении детей, родителей и воспитателей,
· использование различных видов деятельности и активных методов обучения родителей,
· планирование и организация работы с учетом контингента ро-дителей (возраст, образование, профессия, увлечения, социальный статус).
В рамках работы использовались различные формы, методы и средства:
· информационно–аналитические — для выявления интересов, потребностей, запросов через проведение социологических опросов (анкетирование);
· досуговые — для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми - это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду: физкультурные и музыкальные развлечения, посещение театров, музеев, изготовление поделок для выставок;
· познавательные— для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей знаний об игровом общении с детьми, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье (родители получают теоретические и практические советы об играх и игрушках, о том, как и из чего их можно изготовить, во что поиграть с детьми в разных ситуациях, как подготовить праздник и атрибуты к нему: угощения, подарки, сувениры);
· наглядно-информационные — для ознакомления с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Функционирование информационного стенда для родителей, памятки с практическими советами, рекомендации.
В ходе проведения занятий использовались следующие средства:
· раздаточный материал: анкеты, буклеты, разнообразный материал для изготовления самодельных игрушек;
· информационный стенд;
· библиотека (методическая литература в помощь родителям);
· дидактические игры.
Кроме познавательных теоретических и практических мероприятий большое внимание уделялось различным видам совместной деятельности :
· посещение музея народной культуры, литературного музея, драматического театра, кинотеатра «Радуга»;
· совместные календарные праздники: Новый год, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, День семьи, День защиты детей, праздник Осени, день Отца, день Матери и др. ;
· участие в городских мероприятиях;
· участие в совместных творческих выставках детей и родителей.
Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями : «Роль игры в развитии речи ребенка», «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».
Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».
В уголок для родителей была помещена папка – передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально – театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».
Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.
Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, кинотеатра. Мы часто ходим в местный музей, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.
Проект охватывает различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает сюжетно – ролевые игры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о богатстве и красоте родного края, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, иллюстраций, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности : дидактических и сюжетно – ролевых играх. рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Любимая игра», конструирование из бумаги «Театр цветов», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Сказка про тыкву», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Театр для малышек» и др. На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры, придумывают новые танцевальные зарисовки для сказочных героев.
У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.
Проект – игровой, творческий, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, магазин, почта, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, стараемся комплексно руководить ее формированием, а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, организуем деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.
В проект вошли разработанные мною сюжетно – ролевые игры: «Приглашение», «День рождения куклы Кати», «Волшебники нашей группы», «Прогулка по улицам города Ветлуги», Театрализованная игра по сказке Аксакова «Аленький цветочек», по сказке Б. Гримм «Заяц и ёж», продолжение сказки А. Волкова «Элли и её друзья». Интересными получились сценарии интеллектуальных игр: «Звёздочки», «Умники и умницы», викторина «Сказки у нас в гостях».
Театрально-игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего возраста.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие : оно осуществляется между участниками.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникативная деятельность предполагает :
1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
2. Освоение детьми разными видами деятельности.
3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.
В театральной студии были использованы такие формы работы как:
1. Инсценировка песен
2. Театральные этюды
3. Развлечения, утренники
4. Творческие упражнения, подвижные игры
5. Театрализованные представления
Методы работы с детьми:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
• упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;
• речевые упражнения;
• разыгрывание пластических и мимических этюдов;
• знакомство с музыкальными средствами выразительности;
• развитие певческих способностей;
• упражнения релаксационного характера на снятие внутренних и поведенческих зажимов, преодоление скованности и неуверенности в своих артистических способностях.
Работа театральной студии «Теремок» будет продолжаться на протяжении двух лет в средней и старшей группах. Поэтому «театральная среда», как ее любовно называют дети, должна стать доброй традицией в ежемесячном общении детей, педагогов и родителей.
Нерегламентированная театрализованная деятельность осуществляется детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.
В конце каждого месяца дети показывают подготовленный «отчетный» спектакль воспитанникам детского сада, родителям. Постановка спектаклей может быть приурочена к определенным праздникам.
Важной частью содержания работы по театрально-игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей дошкольников является работа с родителями.
1. Изготовление ширм, декораций
2. Индивидуальные беседы с родителями
3. Стенды, консультации для родителей
4. Шитье костюмов
Для определения значения для родителей театрально-игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей старших дошкольников, было проведено анкетирование (Приложение1).
Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом учитывается: индивидуальные социально - психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.
Проектирование зоны театрально-игровой деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.
Возникла необходимость создания системы по театрально-игровой деятельности дошкольников. Совместно с руководителем театральной студии была разработана план - программа работы театральной студии «Теремок» для средней группы, которое включает в себя: пояснительную записку, учебный план, перспективное планирование работы студии в средней группе.
Целью нашего опыта являлось формирование активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей.
Достижение данной цели предполагалось через решение следующих задач:
1. Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.
2. Расширение знаний родителей о видах игр и их роли в развитии ребенка.
3. Формирование устойчивой потребности родителей и детей в совместной деятельности : труде, игре, активном отдыхе.
4. Воспитание у родителей и детей чувства любви и привязанности к своей семье, уважения к ее традициям.
5. Развитие творческого интереса родителей к изготовлению самодельных игрушек для игр с детьми.
6. Обучение приемам расслабления, самоуспокоения, снятия физического и эмоционального напряжения.
В связи с этим мы разработали программу под названием «Играем вместе».
Часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений от педагогов можно слышать о пассивности современных родителей в вопросах воспитания детей. Поэтому одной из приоритетных задач становится активное включение родителей воспитанников в педагогический процесс.
Мы пригласили родителей поучаствовать в нашем проекте.
На первом родительском собрании Мы предложили родителям вместе с детьми обыграть сказку «Репка».
Таким образом, мы показали родителям, что игра способствует не только развитию ребенка, но и укреплению детско-родительских отношений.
Очень важно знать не только то, во что играют наши дети, но и то, как именно и когда играют с ними их родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности
Главным в работе любого дошкольного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для ли...
Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности»
В связи с тем, что нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей, мы создали проект взаимодействия с родителями по развитию игровой де...
Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности у дошкольников
Целью нашего опыта являлось формирование активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей.Достижение данной цели предполагалось через решение следующих задач:1. Создание благоприятного...
Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности»
В связи с тем, что нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей, мы создали проект взаимодействия с родителями по развитию игровой де...
Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности
Методическая разработка на тему:«Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности»...
Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности
Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельностиПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна АннотацияВ связи с тем, что нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опы...
Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности
АннотацияВ связи с тем, что нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей, мы создали проект взаимодействия с родителями по развитию и...