Консультация для родителей "Как говорит ваш ребенок!"
консультация

Чепурнова Надежда Викторовна

Консультация для родителей "Как говорит ваш ребенок!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Как говорит ваш ребенок!

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда с значительными затруднениями и только благодаря усилиями взрослых.

К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребенка слишком поздно. Ребенок учится в первом классе, только тогда родители обращают внимание на то, что дочка вместо «глаза» пишет «класа», вместо «шуба» - «супа», вместо «зубы» - «сюпы». Потом выясняется, что до школы с девочкою мало разговаривали, не читали книг, не заучивали стихи. Считали, что это все усвоится в школе. Родителям нравилось, как дочь картавит и не поправляли речь ребенка, считали это забавным.

В результате у девочки оказывается недоразвитие речи, которое всегда затрудняет обучение чтению и письму.

Поэтому хочется рассказать родителям, как развивать речь ребенка, что делать, чтобы не произошло такое же несчастье, как у девочки .

С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит:

  • Научиться правильно произносить все звуки родного языка;
  • Накопить многотысячный запас слов;
  • Усвоить грамматический строй речи, т.е правильно объединять слова в предложения, овладеть связной речью.

Ребенок учится правильно говорить на примере речи близких ему людей: родителей, бабушек, дедушек, старших сестер и братьев, товарищей.

С самых первых дней – до 2-х месяцев ребенок умеет только кричать и плакать.

С 2-3-х месяцев появляется гуление, потом – лепет. У ребенка непроизвольно получается агу-гу, да-да, ба-ба, тя-тя. Это еще не речь, а подготовительная ступенька к речи, развивается голосовой аппарат и речевой. Ребенок реагирует на звуки: поворачивает голову в сторону говорящего и звучащей игрушки.

С 3-х месяцев, чем больше будете повторять лепет ребенка, тем больше он будет лепетать, постепенно будет реагировать на ваш голос. На ласковый, веселый тон будет улыбаться, а на строгий, сердитый – может расплакаться.

С 6 месяцев ребенок начинает понимать отдельные слова и фразы. На вопрос «Где часы? Тик-так?» - ребенок глазами будет их находить. Мать дочери не просто подает куклу, а говорит: «Где кукла? Вот кукла! Дай мне куклу».

Если же малыш не реагирует на ваши слова, не поворачивает своей головки, когда вы его зовете – это тревожный сигнал – снижение или отсутствие слуха. Значит надо немедленно обратиться к специалисту – отоларингологу.

Очень полезно на первых порах играть в звукоподражание, побуждая многократно повторять за вами: ку-ку, ду-ду, би-би, ту-ту, ав-ав, му-му, бе- бе.

К 7-8 месяцам ребенок выполняет заученные, привычные движения:

«Дай руку! Покажи, где у тебя голова? А где у мамы? А у куклы где голова? Покажи, где папа?»

В 10-11 месяцев ребенок уже показывает определенные предметы, а не прослеживает глазами.

К году ребенок уже понимает словесные запреты (нельзя, не бери, не бросай). Понимает около 20 слов, произносит первые слова.

Очень важным является умение взрослых вызвать у ребенка говорить, поощрять речь ребенка, радоваться ей. Если вам не удается пробудить у малыша интерес к речи, то затормозиться его речевое и умственное развитие. Говорить необходимо четко, достаточно громко, не растягивая слова. Каждое новое слово должно быть понятно малышу. При этом надо одновременно показать предмет или действие. Только так можно закрепить связь между названием предмета (словом) и самим предметом.

Если ребенок неверно произнес слово или фразу, надо поправить его спокойно. Ребенок должен слышать от взрослого абсолютно чистое произношение.

Очень вредны со стороны родителей нетерпеливость, раздраженность, окрики, угрозы, насмешки, передразнивания, назойливость при исправлении.

У детей в таких случаях развивается страх перед речью и может появиться заикание.

Нельзя подлаживаться под детскую речь. Это только наносит вред, будут долго закрепляться все несовершенства речи. Дети, убеждаясь всякий раз, что их понимают с полуслова, продолжают говорить неразборчиво.

Не следует «читать мысли» малыша. Сделать вид, что понимаете речь ребенка. Вот тогда у него появляется необходимость говорить правильно, и он начинает следить за своей речью.

Надо поощрять игры, разговоры детей со старшими сестрами и братьями. Разучивать небольшие стихи, рассказывать или читать ему легкие для понимания сказки, рассказы, пересказывать их.

Таким образом, развивается память, речь ребенка.

К 3 годам ребенок начинает понимать недостатки своей речи. В это время важно поправить его. Если он произнес слово или звук неправильно.

Если ребенок не будет замечать свои ошибки, он не сможет их преодолеть. Ребенок должен смотреть на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию (движения губ, языка).

Развитию правильного произношения способствуют игры, когда дети играют в лошадки, цокают копытами, жужжат, как пчелы, звенят, как комары, кукуют, как кукушки…

Развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти – важное условие формирования правильной речи.

Можно предложить ребенку закрыть глаза и угадать, о чем говорит комната, что слышно с улицы, со двора. Ребенок услышит, как тикают часы, шумят машины, мурлычет кошка.

Полезно приучать малыша слушать тишину в лесу, журчание ручейка, шелест листьев, стрекотание кузнечиков. Попросить воспроизвести эти звуки.

Интересны и полезны игры «Кто тебя позвал?», «Угадай, чей голос?», слушание музыки, детских радиопередач.

Примерно к 4 годам ребенок должен произносить правильно все звуки речи. В дошкольный период возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходящего в это время разговора взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее правильность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов выражения.

С самого раннего детства дети подражают взрослым. Вот это иногда представляет опасность. Почему? Ведь нарушения темпа речи, заикание могут возникнуть в результате подражания. Поэтому желательно исключить контакта ребенка с людьми, которые говорят очень быстро или слишком медленно, или заикаются.

Нельзя допускать, чтобы ребенок говорил на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Приучать детей к речевой дисциплине, объяснить, когда говорят другие, то надо помолчать, не перебивать их.

Важная задача – научить ребенка правильно пользоваться своим голосом. Напомните ему, что надо говорить спокойно, не кричать, из-за чего может возникнуть хрипота.

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное произношение, но что также важно, предупреждает возникновение речевой патологии – дислалии.

Надеемся, что все сказанное поможет не только развивать правильную, полноценную речь вашего ребенка, но и избежать многих появлений дефектов речи и голоса. Ребенок сможет спокойно, успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Говорите с ребенком правильно"

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением...

Консультация "О чем говорить с ребенком в семье? Диалог или монолог?"

Уважаемые родители!Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться  с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность...

Консультация: "Правильно ли говорит Ваш ребенок"

Консультация для родителей  "Правильно ли говорит Ваш ребенок"...

Консультация для родителей "Говорите с ребенком правильно!"

консультация для родителей  о том, что с ребенком нужно говорить правильно!...

Консультация для родителей: "Говорите с ребенком правильно"

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произ...