Доклад на родительском собрании «Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет»
консультация (младшая группа)
Цель: реализация практических аспектов метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений, составлении описательных рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД №3 «СКАЗКА»
города Котовска Тамбовской области
ДОКЛАД
«Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет»
Воспитатель: Шепелева Галина Михайловна
2023 г.
Цель: реализация практических аспектов метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений, составлении описательных рассказов.
Задачи:
1. Оказание информационной поддержки родителям воспитанников;
2. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.
3. Активизировать деятельность родителей.
Прогнозируемый результат :
- получение родителями представления о методике заучивания стихов с использованием мнемотаблиц;
- получение родителями представления о методике составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
Ход мероприятия
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать некоторые методические приёмы, которые мы используем в работе с детьми.
Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
В речи детей существует множество проблем, таких как:
- короткие связные высказывания;
- недостаточный словарный запас.
- речь отличается непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- у детей бедная диалогическая речь: они неспособны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Наша с вами задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Какие трудности есть у детей 3-4 лет в овладении разговорной речью?
- Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов;
- Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события;
- Ребенку 3-4 лет свойственна диалогическая речь.;
- Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, перечисляет действия, которые они совершают;
- Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее всего рассказ наизусть.
Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование метода наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему:
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
- учит детей видеть главное;
-систематизировать полученные знания;
-развивает психические процессы — память, внимание, воображение, мышление — ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при обучении составлению описательных рассказов.
Например: 1- сейчас зима, 2 – солнце светит мало, 3 - часто идет снег, 4 - у девочек и мальчиков теплые шубки, шапки, сапожки, 5 - дети играют в снежки, лепят снеговиков, 6 - катаются на санках и коньках.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Подведение итога.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.
+ Развитие речи у ребенка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организуете работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-198199-1364396842.jpg)
СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593614-1423941539.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/14/picture-1050276-1628942299.jpg)
Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг
laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/21/picture-1255791-1592760959.jpg)
Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
-Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1365982-1637673873.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-899193-1488132237.png)
Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»
ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...