Консультация для педагогов и родителей " Инновационные подходы в физкультурно - оздоровительной работе с дошкольниками"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьёзных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребёнка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физическойкультурой и спортом., навыковЗОЖ и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья. Согласно ФГОС ДО в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении необходимо сочетать плавно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_priyochy_v_fizo.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Инновационные приёмы в физическом воспитании и оздоровлении в ДОУ»
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.
Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема. Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, что 25% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего заболевания детей младше 5 лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию.
Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. Важность этого направления обусловлена тем, что медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.
Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:
- Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых, в ДОУ. В настоящее время в ДОУ используются оздоровительные технологии, одни из которых являются традиционными, другие – инновационными.
- Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.
- Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении, как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
- Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов.
Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети.
Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий. В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при множестве положительных сторон, в частности повышения творческой роли педагога в образовательном процессе, нередко имеют определенные издержки. Так, существенная доля инновационных разработок последних лет основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы).
В настоящее время первое, что можно заметить у детей - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих технологий, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в
различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и
стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные
технологии. Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
В нашем ДОУ уделяется особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма – релаксацию.
Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.
К основным формам и методам технологии сохранения и стимулирования здоровья детей относятся:
Динамические паузы – во время образовательной деятельности, 2-3 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.
Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки со среднего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Проблемно-игровая (игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Совместная деятельность с педагогом может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, совместная деятельность с педагогом рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии.
Музыкотерапия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – по 25 — 30 мин. со старшего возраста. Используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технология воздействия цветом (цветотерапия) – правильно подобранные цвета интерьера в наших группах снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Также большую пользу приносит самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком в игровой форме. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время.
Также используются и другие здоровьесберегающие технологии, которые принося огромную пользу для здоровья ребенка: ритмопластика, различные корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т.д.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге - формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать психолого - педагогическую компетентность родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного взаимодействия с ДОУ: в процессе организации единогоздоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи.
В нашем саду используются разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью групп, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями. Проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием игровой технологии в стиле геокешинг
Для современного государства главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью в процессе физкультурно-оздоровительной работы в системе образования, а физическая культура является одним из факторов укрепления здоровья ребенка.
В целом в нашем ДОУ сложилась своя система физкультурно-оздоровительной работы, используются здоровьесберегающие технологии, но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если не будет совершенствоваться, обновляться и модернизироваться. (2) Мы нашли такую современную форму работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, используя в ДОУ новую игровую технологию в стиле геокешинг. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. (1)
Геокешинг – увлекательная игра, представляет собой адаптированную версию в образовательном процессе и заключается в поиске тайников и кладов. Цель - пропаганда здорового образа жизни через спортивно-познавательную игру. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять: воспитанники ищут место клада по карте, схеме, плану, по его описанию, фотографии, рисунку. Сюжет игры построен на решении логических задач, ориентировании на местности, прохождении препятствий, требующих от участников ловкости и физической подготовки. Детям интересен поиск клада и возможность найти в нём какое-нибудь сокровище. В игре используется специальная терминология: игрок – геокешер, клад – геокешерский тайник, приз – вудкоин. (3)
Система работы по внедрению игровой технологии геокешинг легко интегрируется в комплексно-тематическое планирование ДОУ. Два раза в месяц вместо классической формы проведения физкультурного занятия на воздухе проводится маршрутная игра различной тематики: " На поиски олимпийского огня", " Путешествие Спортика", " Сокровища старого Пирата", " Помоги Деду Морозу", " Остров сокровищ", " " В тридевятом царстве"и др.
Важнейший компонент игры геокешинг - радость от участия, дух приключения, найденный клад, общение со сверстниками и взрослыми, сказочными персонажами, которые принимают такое же как и дети активное участие в игре, удовольствие от совместной деятельности. (2)
Данную игровую технологию легко осуществить в работе с родителями, используя эффективный способ вовлечения семьи в единое образовательное пространство это - «Маршруты выходного дня», которые проводятся 1 раз в квартал. Целью разработки «маршрутов выходного дня» является: воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями и детьми. Получение обратной связи отражается в оформление результатов посещений - фотовыставки и презентации, насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, вернисажами рисунков, созданными совместно с родителями, а также записями в "Книге странствий". Геокешинг - наша любимая игра и самый лучший способ проведения семейного отдыха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ»
Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая ДОУ, и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности (ДА) позволят снизить заболеваемость воспи...
«Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здор...
Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ (для педагогов) «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе».
Инновационный подход в физкультурно-оздоровительной работе....
Семинар - практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе».
Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ (для педагогов) «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»....
Консультации для воспитателей « Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ.»
Инновационные формамы физкультурно-оздоровительной работы с детьми от 1,5 до 7 лет....
Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня
Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...
Семинар-практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»
Разработка для семинара по оздоровлению....