Готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)
Готовность ребенка и родителей к школе. Критерии оценки, рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkol1.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребенка к школе.
Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.
Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
Старшие дошкольники и начинающие школьники способны принимать лишь близкие, конкретные цели, поставленные педагогом, ограниченные условиями конкретной учебной задачи. Принятие ребенком учебной задачи является важнейшим условием успешности усвоения общих способов учебных действий и формирования учебной деятельности. Учащиеся с низким и ниже среднего уровнями развития этого учебно - важного качества допускают много ошибок и небрежно выполняют задание, невнимательны на уроке, плохо усваивают учебный материал. Принятие учебной задачи означает, что задача педагога приобрела для учащегося «личностный смысл», стала его собственной задачей. Принятие учебной задачи включает в себя два момента:
- желание выполнять задачу, поставленную педагогом, т.е. принятие задачи «для себя» (личностный аспект)
- понимание задачи, т.е. понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания (познавательный аспект)
Ребенок может быть отнесен к одной из четырех групп.
- Принимает и понимает задачу (хочет выполнить задание взрослого и понимает, что надо делать).
- Принимает, но не понимает задачу (хочет выполнить, но плохо понимает, что надо делать)
- Не принимает, но понимает ( понимает, что требуется сделать, но не хочет это выполнять либо хочет выполнить по-своему)
- Не принимает и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает, что от него требуется).
Нежелание выполнять задание взрослого свидетельствует о социальной неготовности ребенка к школьному обучению.
Причины, которые могут способствовать нежеланию взаимодействовать с педагогом:
- Острое протекание кризиса 7 лет, стремление к самоутверждению
- Негативный опыт общения со взрослыми в дошкольном детстве
- Доминирование игровых мотивов в структуре мотивов учения, когда ребенок не приучен делать то, что «надо», а не то, что «хочется»
- Негативное отношение к школе и учению, высокий уровень школьной тревожности, приводит к потере интереса к учению, снижению успеваемости, трудностям в общении с одноклассниками и учителем и, в частности, непринятию учебных задач и целей школьного обучения.
Тревога по поводу начала школьного обучения во многом обусловлена тем, что дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает, чем они будут там заниматься.
Готовность к школе родителей
Уважаемые родители, попробуйте пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка!
Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они:
- Помогать ребенку и не сердиться;
- Не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
- Не унижать;
- Не обижать;
- Не сравнивать с другими своего ребенка;
- Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что вы не в духе.
Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу:
- Он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени;
- Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить "надо" и "должен";
- Его работоспособность - 5 - 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;
- Ему непривычно будет быть "одним из многих";
- Он будет более подвержен заболеваниям;
- Ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения;
- Ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в школу, встретить, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.
Ребенку нужны положительные эмоции:
- Ребенок ждет от вас похвалы;
- Главное для него - понимание, любовь, доверие, забота.
Поведение родителей по отношению к ребенку, который идет в школу:
- Старайтесь в выходные сделать что - то интересное с ребенком;
- Не забывайте заглядывать в ранец своего ребенка;
- Постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь;
- Научите ребенка аккуратно вешать школьную форму;
- Все бытовые дела с ним попробуйте "отрепетировать" заранее;
- Берегите психику ребенка;
- Будьте сдержанны в своих эмоциях;
- Не забывайте о школьных праздниках, ребенок должен быть красиво и празднично одет;
- Дайте ребенку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим.
Ребенок и занятие
Ребенок испытывает радость от занятия, в том случае , если:
- Когда ему интересно;
- У него что-то получается;
- Его понимают;
- Его принимают таким, каков он есть.
Способности, которые необходимо родителям развивать в своем ребенке:
- Память, внимание, логическое мышление, образное мышление, творческое воображение;
- Коммуникабельность, речь;
- Координацию, мелкую моторику;
- Конструирование;
- Счет;
Для чего необходимо развивать эти способности:
- Чтобы подготовить ребенка к школе;
- Ему легче было учиться;
- Он был не хуже других;
- Стал думающим;
- Мог справиться с любой задачей;
- Заложить ребенку основы интеллектуально - творческого развития. Во время занятий от взрослых требуется:
- Терпение;
- Умение играть и верить в игру;
- Принять ребенка таким, каков он есть;
- Принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
- Почувствовать ребенка с начала занятия (или раньше);
- Импровизировать;
- Подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
- Не сравнивать одного ребенка с другими;
- Артистизм;
- Творчество.
Самостоятельный ребенок (с позиции взрослых) - означает:
- Что ребенок обслуживает себя сам - одевается, умывается, убирает за собой игрушки;
- Проявляет самостоятельность во время занятий;
- Помогает родителям выполнять трудовые поручения;
- Может найти занятие себе сам.
Самостоятельный ребенок (с позиции ребенка) - означает:
- Что хочу, то и делаю;
- Хочу играть в то, что мне нравится;
- Хочу, чтобы со мной играли и убирали за мной игрушки;
- Самостоятельность - то, что я хочу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...