Рекомендации для родителей "До свидания, детский сад!"
консультация (подготовительная группа)

Река Лариса Юрьевна

Материяал с рекомендациями для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx583.02 КБ

Предварительный просмотр:

Вот и заканчиваются последние месяца пребывания ребенка в детском саду. За- вершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед ребен- ком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Маленький школь- ник вступит в «эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). А пока он только еще приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в но- вую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в ду- ше, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного дет- ства. А приобрел он немало.

Прежде всего, ребенок стал более закаленным, работоспособным. Он хорошо физически развит. А это значит, что все параметры его развития не имеют отри- цательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее. Идет ак- тивное прорезывание постоянных зубов.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Под- няв правую руку вверх, через голову ребенок может ее кистью перекрыть левую ушную раковину (Филиппинский тест). Все перечисленные позитивные измене- ния физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.

Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (лов- кость, быстрота, сила, точность, координация движений). В процессе разнообраз- ных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом.

За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиениче- ские навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. д.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важ- ности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это послужит первоосновой здорового образа жизни.

Так, благодаря правильному воспитанию, к концу дошкольного возраста у ре- бенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не сможет успешно справиться с новыми учебными нагрузками.

Возросли возможности будущего школьника в плане умственной деятельно- сти. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверен- но выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального ми-

ра. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, про- странственных, функциональных, причинно-следственных. В области природных явлений ребенок начинает выделять связь между строением тела животного и средой обитания, способами добывания пищи и защиты. В опыте ухода за расте- ниями ему становится понятна связь между потребностями растений и способами ухода.

В области предметного мира дошкольник достигает понимания зависимости назначения предмета от его строения, свойств материала, из которого он сделан.

В результате освоения математических представлений ребенок овладевает элементарными математическими отношениями: целого и части, величиной мер- ки и измерением.

Таким образом, к моменту поступления в школу знания ребенка уже в опреде- ленной мере упорядочены и систематизированы.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд умственных и познава- тельных умений: дифференцированное восприятие и целенаправленное наблюде- ние, использование сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать предметы и явления, выделять главные и второстепенные признаки. Он приобрел способность рассуждать, самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на них, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении за- дач.

У ребенка развилась речь, возросли познавательная активность, интерес к ми- ру, желание узнать новое. Он приобрел ценные умения принимать от взрослого или выдвигать самостоятельно простую познавательную задачу, пользоваться для ее решения рекомендациями педагога или решать ее самостоятельно, понятно вы- ражать в речи итог познания. Ребенок научился целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задан- ные взрослым условия и правила, добиваться получения нужного результата, вни- мательно следить за ходом рассуждения воспитателя, следовать его указаниям. Без этих умений начало школьного обучения осложняется психическими пере- грузками. Правильное дошкольное воспитание подготовило ребенка к сотрудни- честву со сверстниками и учителем, к проявлению в новых условиях определен- ной самостоятельности, организованности. Умение ребенка самостоятельно ре- шать доступные практические задачи, используя для этого знания, умения, навы- ки, является информативным показателем его подготовленности к школе.

Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения (художественная, изобразительная, речевая, музыкальная и т. д. деятельность) становятся базовыми для самостоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициативы и творчества также подтверждает готовность ребенка к школе.

За годы дошкольного детства ребенок научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимодействий. Он использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное.

Его речевые умения разнообразны: он может выслушать и понять речь собе- седника, достаточно ясно сформулировать свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ.

Участвуя в коллективных делах, ребенок принимает общую цель и условия де- ятельности, он старается действовать согласованно. В его поведении и взаимоот- ношениях с окружающими наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти каче- ства очень ценны для предстоящей учебной деятельности, но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к поведению ребенка пока преждевременно.

В отношении к окружающим у ребенка проявляются черты общей гуманисти- ческой направленности. Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь другим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают со- циально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувства стыда, огорчения. Ребенок начинает осознавать свои возможности, он учится оценивать свои и чужие по- ступки с позиции общечеловеческих ценностей. Все эти черты свидетельствуют о формирующихся первоосновах социально-личностного созревания ребенка как члена общества.

Таким образом, дошкольный возраст знаменует собой ответственный этап ка- чественных приобретений во всех сферах развития ребенка. На основе детской пытливости и любознательности разовьется интерес к учению. Познавательные способности и активность дошкольника станут основой для формирования теоре- тического мышления. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству. Опыт творческого участия в разнообразной деятельности составит основу содержательной жизни маленького школьника. Нравственно-волевые проявления дошкольника создадут возможности для пре- одоления трудностей при решении учебных и практических задач. Освоенные элементы специальных знаний и умений (математика, родной язык, природоведе- ние и т. д.) станут основой усвоения учебных предметов.

Формирующийся интерес к школе, стремление стать школьником создадут эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь. И встречая маленьких школьников на пороге этой новой жизни, учителя с улыбкой говорят: «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного в детском саду "До свиданья, детский сад, здравствуй, школа!"

Сценарий выпускного в детском саду с конкурсами, выходами разных героев....

Сценарий выпускного бала в детском саду для детей с нарушением зрения "До свидания, детский сад!"

Любой педагог хочет, чтобы выпускной бал остался надолго в памяти детей. Предлагаем Вашему вниманию выпускной бал из детского сада для детей с нарушением зрения. К его разработке мы подошли очень тщат...

Сценарий выпуского утренника в детском саду " До свиданья, детский сад! "

Встречас любимыми героями ( Осень, Баба Яга, Дед Мороз )...

Выпускной бал "До свидания детский сад, до свидания!"

Сценарий выпускного бала  для детей подготовительной группы....

Рекомендация родителям выпускников «До свидания, детский сад, здравствуй школа!»

Переход ребёнка из дошкольного учреждения в начальную школу – ответственный период, сопровождающийся кризисом 7 лет. Ребёнок становится более самостоятельным, начинает рассуж...

Рекомендация родителям выпускников: «До свидания, детский сад, здравствуй школа!».

Цель: подготовить рекомендации для родителей детей подготовительной группы ДОУ, по адаптации детей к школе.Назначение: для консультации родителей, для оформления родительского уголка, для са...