Значение игр с песком для развития детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Ирина Николаевна Лбова

Игры с песком и водой — одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они помогают развить мелкую моторику, координацию движений, способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как организуются на свежем воздухе, в теплый период года. Песок – лучший материал для игр детей летом. Он является одним из самых любимых игр распространённых занятий маленьких детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_znachenie_igr_s_peskom_v_dou_.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Значение игр с песком для развития детей дошкольного возраста

   Игры с песком и водой — одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они помогают развить мелкую моторику, координацию движений, способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как организуются на свежем воздухе, в теплый период года. Песок – лучший материал для игр детей летом. Он является одним из самых любимых игр распространённых занятий маленьких детей. Детям нравится пересыпать сухой песок, лепить из мокрого песка  «пирожки», «куличики» и «угощать» друг друга. Они с удовольствием нагружают тачки, машины и перевозят их с места на место. Дети постарше любят делать постройки из песка.    При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.

   Игры с песком для детей в самом раннем возрасте являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка. По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы уже с самого раннего возраста ребенка начинать знакомить его с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи малыша и мелкой моторикой рук. Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой. Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М.Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние. 2 Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка. Игры с песком - это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге. Таким образом, игры с песком позволяют: а)стабилизировать психоэмоциональное  состояние, б)совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, в)стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности г)развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию, д)стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор ,е)разнообразить способы сотрудничества.  

     Содержание игр и методика руководства в разных возрастных периодах (3-5, 5-7 лет).

    Для детей младшего дошкольного возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому – воспитатель показывает и объясняет. В ходе игры задает вопросы, даёт советы и предложения, поощряет детей, контролирует их действия. Игры в этом возрасте могут быть элементарные сюжетно-ролевые (мама, папа), игры со строительным материалом.

Особенности руководства в средней группе: правила игры объясняются воспитателем перед началом, и показываются с помощью пробного действия, воспитатель внимательно следит за ходом игры, словесно поощряет. Игры могут быть сюжетно-ролевые с более сложным мотивом, театрализованные, хороводные.

В старшей и подготовительной группе воспитатель объясняет правила перед игрой, без показа и повторения, не принимает участие в игре, но следит за выполнением правил и за ходом игры. Игры могут быть сюжетно-ролевые (1-2 сюжета вместе), режиссерские, игры –драматизации, игры со строительным материалом, игры-импровизации.

                                     Практическое занятие

                                          Игра «Отпечатки»

Цель: получение первого опыта игры с песком.

На гладкой и ровной поверхности слегка увлажнённого песка воспитатель оставляет отпечаток игрушки (лопатки, ведёрка, разных формочек) и предлагает отгадать их ребёнку.

                     Игра  «Я рисую на песке»

Цель: развитие крупной и мелкой моторики рук.

Ребенок рисует пальчиками или палочкой на ровной, слегка увлажненной  поверхности песка – дом, солнышко, цветок и т.д ,потом придумывает рассказ- описание.

                       Игра «Туннель»

Цель: развитие мелкой и крупной моторики рук.

Дети строят из влажного песка горку, потом с двух сторон делают подкопы, чтобы образовались вход и выход, потом можно через тоннель провозить мелкие машинки, передавать разные мелкие игрушки,или просто здороваться.

                       Игра «Кораблики»

Цель: развитие дыхания.

В емкости с водой пускаем бумажные кораблики, или скорлупа от грецкого ореха, или любая пластмассовая игрушка, дуем на   них, чья посудина приплывет первая к другому берегу, тот и выиграл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение мелкой моторики во всестороннем развитии детей дошкольного возраста

Данный материал полезен своим практическим опытом т.к. все методы успешно опробованы педагогами на практике и дают отличный результат....

Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.

Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПЕСКОМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским пс...

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

Значение конструктивной деятельности, задачи, методы и приемы конструктивной деятельности....

Значение словесных игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач интеллектуального развития детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два, неразрывно связанных между собой, психических процесса формируются и развиваютс...

Роль игр с песком в развитии детей дошкольного возраста.

Адаптация детей к условиям ДОУ средствами песочной терапии....