Личностное развитие, развитие самосознания.
статья (подготовительная группа)
Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.
Взрослый выступает трудно досягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» - представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.
Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.
Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.
Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.
Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.
В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.
Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.
В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков:
Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.
Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).
Центральное новообразование - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
Через общение, коммуникацию происходит формирование личности, передача и усвоение ценностей, нормы общежития и пр., воспроизведение человеком самое себя и развитие культуры и цивилизации.
В силу возрастных особенностей и стиля воспитания подросток часто испытывает затруднения в коммуникативной сфере, которые выражаются либо в застенчивости, закрытости, нелюдимости, избегания очного общения и т.п., либо наоборот – в развязности, пренебрежении общественными нормами общения, нивелировании возрастной иерархии – общение со взрослыми на «ты» и пр. Сегодня даже многие дети уже не такие вежливые, как раньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnoe_razvitie_v_podrostkovom_vozraste.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностное развитие, развитие самосознания.
Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.
Взрослый выступает трудно досягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» - представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.
Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.
Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.
Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.
Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.
В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.
Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.
В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков:
Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.
Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).
Центральное новообразование - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
Через общение, коммуникацию происходит формирование личности, передача и усвоение ценностей, нормы общежития и пр., воспроизведение человеком самое себя и развитие культуры и цивилизации.
В силу возрастных особенностей и стиля воспитания подросток часто испытывает затруднения в коммуникативной сфере, которые выражаются либо в застенчивости, закрытости, нелюдимости, избегания очного общения и т.п., либо наоборот – в развязности, пренебрежении общественными нормами общения, нивелировании возрастной иерархии – общение со взрослыми на «ты» и пр. Сегодня даже многие дети уже не такие вежливые, как раньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Развитие патриотического самосознания дошкольников Непосредственно образовательная деятельность "Поезд добродетелей""
Непосредственная образовательная деятельность направленна на развитие патриотического самосознания дошкольников через развитие умения определять эмоции и качества человека. Построено в форме путешеств...
Развитие патриотического самосознания дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность "Поезд добродетелей""
Непосредственная образовательная деятельность направленна на развитие патриотического самосознания дошкольников через развитие умения определять эмоции и качества человека. Построено в форме путешеств...
"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....
Авторская программа по развитию патриотического самосознания старших дошкольников "Юный патриот"
Данная программа направлена на организацию педагогической деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Цель развивающей программы - формирование основ патриотическог...
Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с роди...
"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"
По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова одной из составляющих психологической готовности к ...