Консультация для родителей "Детская агрессивность: её причины и последствия"
консультация

Овод Светлана Фёдоровна

Консультация для родителей о детской агрессивности, её возникновении и как решить эту проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_detskaya_agressivnost.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детская агрессивность: её причины и последствия»

Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Многие века ребёнка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав. Детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причём дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А, используя научный подход, психологию детского возраста стали серьёзно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространённая. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. Давайте попробуем разобраться в том, что в жизни ребёнка провоцирует его на агрессивность. Прежде всего, следует сказать о том, что агрессивность ребёнка может быть обусловлена естественными физическими и возрастными факторами.  Например, у младенцев и детей раннего возраста она возникает, как реакция на дискомфорт и незрелости нервной системы (неумением управлять своим поведением и эмоциями), а также из-за недостатка знания нравственных норм и правил.

Какого ребёнка можно назвать агрессивным?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:

- на кого он нападает (на более младшего, чем он, слабого - могут быть и другие варианты);
- как часто он это делает (в одном из исследований подсчитали, что агрессивные дошкольники в течение часа делают несколько выпадов против своих сверстников, а более мирные собратья - не более одного выпада за то же время);
- нападает ребёнок первым или нет, в каких обстоятельствах это он делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент.

Первая причина появления признаков агрессивного поведения у дошкольников лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребёнка путь социализации – подражание взрослому. Ребёнок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока ещё не является чертой характера ребёнка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребёнка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребёнок начинает проявлять агрессивность осознанно.

Агрессия может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребёнок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребёнок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создаётся иллюзия смелости. Согласно Э. Эриксону, враждебность и агрессивность связывается у ребёнка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Полноценная материнская забота обеспечивает ребёнку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т. д. Если же ребёнок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения.

Одной из причин возникновения агрессии у детей, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребёнок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения. Появляется стремление, во что бы то ни стало, достичь превосходства над более сильными и умелыми (над взрослыми). Конечно, это причина социально-педагогического порядка. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребёнка, которые унижают его, показывают своё превосходство, стимулируют возникновение агрессивного поведения.

Как устранить вспышки агрессии у ребёнка?

  • Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Слушайте своего ребёнка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Уделяйте своё «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
  • Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.
  • Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя, через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
  • Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.
  • К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), проиграйте ситуацию заранее или проговорите её. Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т. п.

Для того чтобы устранить нежелательные вспышки агрессии у ребёнка, родителям стоит уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению тёплых отношений с ними, а на определённых этапах развития сына или дочери проявлять твёрдость и решительность.

        Воспитатель Овод С.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детские страхи причины и последствия»

Консультация для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»...

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и последствия»

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха.Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищ...

План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»...

Консультация для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

Чего можно бояться? Самый существенный, самый глубокий страх - это страх потерять любовь дорогого нам человека. у детей страх имеет множество проявлений: страх темноты, страх животных, страх остаться ...

Консультация для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

Консультация для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемл...

Консультация для родителей" Детская агрессивность и причины ее последствия"

Агрессивное поведение ребенка.Рекомендации родителям....