Картотека игр для мелкой моторики
методическая разработка (младшая группа)

Кашапова Регина Раисовна

Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции  с  различными мелкими  предметами, сдерживает развитие некоторых форм игровой деятельности. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_gmo.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» Василий Александрович Сухомлинский. 

 Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции  с  различными мелкими  предметами, сдерживает развитие некоторых форм игровой деятельности. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей.

Цели:

  • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
  • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
  • развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
  • подготовка кисти руки к письму;
  • развитие сенсомоторной координации рук;
  • влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
  • формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
  • развитие        пространственного        ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  • развитие внимания, восприятия, мышления;
  • развитие творческих способностей.

                           

                         Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей нанизывать бусы в определенной последовательности (по цвету, по рисунку). Развивать мелкую моторику рук.

              Дидактическая игра «Разноцветные шарики»

Оборудование: разнообразные шарики. Попасть шариком в стаканчик с помощью пинцета. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Рассортировать шарики по стаканчикам, опираясь на цвет крышки.

                        «Игры с мозаикой» 

Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур. Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

                          «Игры  с крышками-мозаика» 

Оборудование: пластиковые крышки. Крышки можно использовать для создания образов, как из крупной мозаики. Вот такой цветочек.

               Дидактические игры с массажными шариками Су-Джок

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движения обеих рук
Оборудование: разноцветные шарики Су-джок-массажеры 
Благодаря таким чувствам, как зрение, слух, осязание ребенок закрепляет понятия цвет, величина, форма, поверхность предмета в игре с колючим шариком Су-джок-массажером. Стимулируем активные точки на ладошках и пальчиках, сжимая мячик в ладошке, а также,
слегка укалывая каждый пальчик отдельно.

                                           Дидактические игры с крупами

  Цель: Познакомить детей с различными видами круп. Учить отличать крупы друг от друга и на ощупь. Развивать творческие способности. Активировать и обогащать словарный запас Использовать крупу в рисовании, аппликации (развитие творческих способностей). Развитие мыслительных процессов. Оборудование: крупа манная, гречневая, рисовая, фасоль, семечки.

                          Бизиборд «Расскажи сказку» 

Цель: Обеспечить неограниченный процесс познания ребенка, развивая мелкую моторику, речь и воображение

Материал: Картинки сказок

Описание: Необходимо подобрать картинки к сказке, разложить их в окошечки в разной последовательности. Ребенок, открывая окошечко, проговаривает сказку по картинке.

                                        " Игры на липучках"

Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной  активности у детей.

Оборудование: Книги на липучках. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь. Яркость – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия, происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.
После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук. Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по мелкой моторике

все возрастные группы...

Картотека упражнений развития мелкой моторики в старшей логопедической группе

картотека разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС в старшей логопедической группе. Предназначена для воспитателей, студентов, родителей, учителей-логопедов....

картотека по развитию мелкой моторики рук детей "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по мелкой моторике

Игры на развитие мелкой моторики способствуют развитию речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей детей....

Картотека для развития мелкой моторики руки

Игры развивают пальцы рук и координацию движений...

Картотека для развития мелкой моторики часть 1

Картотека для развития мелкой моторики часть 1...

Картотека игр, развитие мелкой моторики

Картотека игр для развития эмоционально-волевой сферы...