Родительское собрание в подготовительной группе "Пора в школу"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 20"
ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
_______________________________________________________________________________________
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Пора в школу»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Сурских Галина Васильевна
2023г.
Время проведения: март.
Форма проведения: встреча.
Продолжительность: 1—1,5 часа.
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
План проведения:
1. Вступительное слово (введение в проблему).
2. Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе «А вам пора в школу?».
3. Полезные советы и рекомендации. Памятка «Что должен уметь ребенок к 1 сентября?».
4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия:
Выступление воспитателя
Волнительный для большинства родителей момент: ребёнок с цветами в руках и ранцем за спиной на первой в своей жизни школьной линейке. У него есть всё необходимое, он научился читать, писать, считать. Вы, кажется всё сделали для своего ребёнка… А через полгода вдруг выяснится, что он потерял интерес к учёбе. Почему?
Это неизбежный процесс знакомства со школьными устоями. Однако этот момент удастся пройти безболезненно и для родителей, и для ребёнка, если вы уделите внимание его психологической подготовке к школе. Формирование интереса и желания учиться как основных составляющих психологической готовности на деле оказывается важнее освоения чтения, письма и счёта.
«Психологическая готовность – это комплексный процесс, включающий мотивационный, интеллектуальный, личностный, социальный, эмоционально-волевой компоненты.
Начнём с мотивационной готовности.
Мотивация может быть внешней, а может быть внутренней. В первом случае ребёнка интересуют внешние атрибуты: красивый портфель, школьная форма, яркие тетради, хорошие оценки. Вторая группа мотивов ориентирует его на внутренние аспекты обучения: желание узнавать новое, любознательность и интерес к неизведанному, а также новый статус школьника со всеми его атрибутами, потребность занять определённую позицию в обществе.
Именно внутренние познавательные и социальные мотивы формируют устойчивый интерес к процессу обучения. Родителям важно поддерживать активный поиск ребёнка.
Необходимо рассказать дошкольнику о школе: что значит быть учеником, почему школьник уже взрослый, какие обязанности его ждут, а также о важности уроков, оценок, школьного распорядка. Все упоминания о школе должны быть позитивными. Поиграйте с ребёнком в «школу зверей». Если он в игре захочет быть учителем – это говорит о его мотивационной неготовности, а вот если выбирает роль ученика – одно из свидетельств, что он готов к школьному обучению.
Личностная готовность.
Тесно связана с мотивационной. Включает в себя набор качеств, которые позволят ребёнку быть успешным и активным в школе: принятие новой позиции школьника, знание и соблюдение правил поведения, готовность и способность к сотрудничеству, ролевое поведение, признание авторитете взрослых, нравственное развитие, понимание, что хорошо, а что плохо, адекватная реакция на замечания взрослых и других детей, стремление к самостоятельности, зачатки ответственности и мировоззрения, адекватная самооценка. Большое значение имеет также уверенность в себе и спокойствие.
На развитие личности оказывают влияние в первую очередь социальные факторы, в том числе особенности ближайшего окружения ребёнка, специфика его воспитания в семье и социальный опыт.
Знание и соблюдение правил поведения, а также готовность к сотрудничеству можно развивать в семье. Для этого должны быть введены чёткие семейные правила, за нарушение которых ребёнка ждёт заслуженное наказание: лишение вечернего просмотра любимого мультфильма или другого занятия, интересного ребёнку. Совместная игровая и трудовая деятельность со взрослым будет стимулировать развитие сотрудничества. Разнообразные сюжетно-ролевые игры дадут дошкольнику первоначальный опыт ролевого поведения, а мелкие домашние поручения – опыт проявления самостоятельности и ответственности.
Своим примером и терпеливыми доброжелательными беседами родители могут формировать адекватную реакцию на критику и направлять нравственное развитие дошкольника.
Социальная готовность
Социальная готовность включает в себя коммуникативную компетентность, выработанные навыки общения со взрослыми и сверстниками, навыки сюжетно-ролевого общения, умение слушать и принимать мнение другого, знание и соблюдение норм общения, развитый социальный интеллект как способность понимать себя и поведение других, выстраивать успешные взаимоотношения.
Преимущество в достижении социальной готовности имеют дети, посещавшие детский сад или постоянно общающиеся со сверстниками и ровесниками. Необходимо у ребёнка вырабатывать умение слушать. Это умение хорошо развивают сюжетно-ролевые игры, где дети исполняют роли с противоположными интересами (врач – пациент, продавец – покупатель, шофёр – пассажир). Также помогут дидактические игры, предлагающие закончить предложение или даже целый рассказ.
Интеллектуальная готовность
Речь идёт не об овладении чтением, письмом и счётом, а о развитии восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи дошкольника (его познавательных процессов).
Познавательные процессы можно совершенствовать с помощью игр и развивающих заданий. Основные ориентиры интеллектуальной готовности: ребёнок находит сходства и отличия между предметами, выполняет работу по образцу (например, воспроизводит узор или простую картинку), запоминает 10 изображений, повторяет 5-6 слов из десяти, выразительно рассказывает стихотворения и пересказывает сказки и тексты, способен заниматься одним видом деятельности минимум 20 минут, находит лишнее в группе предметов, определяет последовательность событий, несоответствие в рисунках и стихах-небылицах, самостоятельно собирает пазлы и проходит несложные лабиринты, вырезает, делает аппликации, раскрашивает и штрихует, заканчивает предложения, составляет предложения из нескольких слов, составляет рассказ по картинке или серии картинок, понимает и объясняет смысл рассказов и пословиц, различает буквы и звуки в словах, знает дни недели, месяцы и времена года, основные цвета, домашних и диких животных, птиц, овощи, фрукты, деревья, цветы, профессии, свои фамилию, имя, отчество, свой город, адрес, имена, отчества и места работы родителей.
Большое значение имеет также развитие монологической речи. Здесь в приоритете личное общение. Подходит совместное чтение книг: после прочтения рассказа или сказки просите ребёнка пересказать, задавайте вопросы. Пересказ сюжета – это простейшая форма монологической речи.
Эмоционально – волевой компонент
В развитии эмоционально – волевой готовности большое значение имеет способность сдерживать свои эмоции; умение слушать не перебивая, точно выполнять задания, предъявляемые в устной форме; способность преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца; возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания; усидчивость.
С помощью игр, книг, бесед, фильмов можно формировать у детей такие сложные эмоции как сострадание, жалость, развивать эмоциональный интеллект. Усидчивость хорошо развивать с помощью настольных игр.
И в заключение помните, что вы – лучший индикатор готовности вашего ребёнка. Ваша поддержка, внутреннее спокойствие и уверенность помогут ему успешно адаптироваться к школе. Главное, уделите достаточно внимания различным аспектам его психологической готовности, чтобы свести к минимуму риск возникновения в дальнейшем стойкого нежелания учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе (собрание-студия) «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания...
Родительское собрание в подготовительной группе "Впереди школа"
Род. собрание в начале учебного года!...
Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"
Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....
Родительское собрание в подготовительной группе к школе"Ваш ребенок первоклашка"
Цель: ознакомление родителей воспитанников с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группеЗадачи:1. Познак...
Родительское собрание в подготовительной группе к школе.
Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.Задачи:Ознакомление родителей с критериями готовно...
Родительское собрания в подготовительной к школе группе в нетрадиционной форме проведения (собрание-студия) «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Родительское собрание в нетрадиционной форме проведения "Как помочь ребёнку стать внимательным."...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемойвовлечение родителей в образовательный процесс детского сада,налаживанием взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.Имен...