Формирование и развитие мелкой моторики
консультация (средняя, старшая группа)
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii_palchikovaya_gimnastika.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н.А. Бернштейн
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук благотворно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умению подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь его станет более чёткой, ритмичной и яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развиваются воображения и фантазия.
- В результате освоения всех упражнений кисти и пальцы рук приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения для кистей рук:
- Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.
- Учат напрягать и расслаблять мышцы.
- Развивают умения сохранять положение пальцев некоторое время.
- Учат переключаться с одного движения на другое.
Упражнения для пальцев условно статические:
- Совершенствуют полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Упражнения для пальцев динамические:
- Развивают точную координацию движений.
- Учат сгибать и разгибать пальцы рук.
- Учат противопоставлять большой палец остальным.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа по 2 – 3 минуты кистей рук и пальцев:
- Поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз.
- Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк.
- Растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, т.е. вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев, кроме пассивных упражнений 3 – ей и 2 – ой групп ребёнка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки…) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша нужно учить движениям, имитирующим знакомые ему действия или предметы (упражнения 1 – ой группы). После освоения упражнений 1 – ой группы приступайте к освоению упражнений 2 – ой и 3 – ей групп, но уже в активной форме. т.е. все упражнения ребёнок выполняет сам. Если же Вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2 – х, 3 – х, 4 – х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с 1 – ой группы.
Помните!
- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
- Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Пальчиковая гимнастика:
- Сначала все упражнения выполняются медленно.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Придёт время, когда маленький непоседа будет без труда выполнять все упражнения.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы
Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....
Игровые упражнения для младших дошкольников для формирования сенсорных эталонов,развития мелкой моторики,формирования технических навыков.
В младшем дошкольном возрасте в изобразительной деятельности решаются очень важные задачи .Необходимо ввести ребенка в удивительный мир рисования.Познакомить его с изобразительными средствами и научит...
Формирование и развитие мелкой моторики рук
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной и мелкой моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, сво...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...
Методическое пособие на тему: "Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
laquo;Методическая разработка в области инклюзивного образования» направлена на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на сформированность мелкой моторики. Обо...