Формирование и развитие мелкой моторики
консультация (средняя, старшая группа)
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н.А. Бернштейн
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук благотворно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умению подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь его станет более чёткой, ритмичной и яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развиваются воображения и фантазия.
- В результате освоения всех упражнений кисти и пальцы рук приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения для кистей рук:
- Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.
- Учат напрягать и расслаблять мышцы.
- Развивают умения сохранять положение пальцев некоторое время.
- Учат переключаться с одного движения на другое.
Упражнения для пальцев условно статические:
- Совершенствуют полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Упражнения для пальцев динамические:
- Развивают точную координацию движений.
- Учат сгибать и разгибать пальцы рук.
- Учат противопоставлять большой палец остальным.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа по 2 – 3 минуты кистей рук и пальцев:
- Поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз.
- Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк.
- Растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, т.е. вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев, кроме пассивных упражнений 3 – ей и 2 – ой групп ребёнка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки…) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша нужно учить движениям, имитирующим знакомые ему действия или предметы (упражнения 1 – ой группы). После освоения упражнений 1 – ой группы приступайте к освоению упражнений 2 – ой и 3 – ей групп, но уже в активной форме. т.е. все упражнения ребёнок выполняет сам. Если же Вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2 – х, 3 – х, 4 – х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с 1 – ой группы.
Помните!
- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
- Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Пальчиковая гимнастика:
- Сначала все упражнения выполняются медленно.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Придёт время, когда маленький непоседа будет без труда выполнять все упражнения.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы
Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-882478-1506115093.jpg)
Игровые упражнения для младших дошкольников для формирования сенсорных эталонов,развития мелкой моторики,формирования технических навыков.
В младшем дошкольном возрасте в изобразительной деятельности решаются очень важные задачи .Необходимо ввести ребенка в удивительный мир рисования.Познакомить его с изобразительными средствами и научит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-431704-1581248969.jpg)
Формирование и развитие мелкой моторики рук
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной и мелкой моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, сво...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242698-1587466073.jpg)
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1052779-1543571805.jpg)
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242698-1587466073.jpg)
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...
Методическое пособие на тему: "Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
laquo;Методическая разработка в области инклюзивного образования» направлена на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на сформированность мелкой моторики. Обо...