Памятка по обучению игры в шахматы
материал
Памятка для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_po_obucheniyu_igry_v_shahmaty.docx | 55.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по обучению игры в шахматы.
Как проводить занятия? С чего начинать?
Занятие №1
Научите ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Расскажите, как называются фигуры. Начните с расстановки пешек. Пешки (а их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Пусть ребенок сам посчитает количество пешек. "Одна, две, три, .,. восемь". Повторите это несколько раз: за белых и за черных.
Теперь расскажите, как называются шахматные фигуры. Скажите вашему ребенку, что шахматная доска – это поле боя, а фигуры – войска, только игрушечные. Да, загляните в учебник, посмотрите, правильно ли вы расположили шахматную доску. Белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.
Итак, начинайте рассказ о шахматных фигурах с пешек. Пешки – это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Король – самая главная фигура. Почему король, а не царь? Ведь в сказках (русских) всегда фигурируют цари. Когда поляки захватили Москву, то с тех пор шахматный царь стал называться королем. Ферзь – самая сильная фигура, название которой происходит из Персии. Ладья – после ферзя самая сильная фигура. Расскажите детям, как в древние времена плавали на ладьях. Слон и конь пришли на Русь из Индии как, собственно, и сами шахматы.
Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да, да, пусть он играет без всяких правил. Важно, чтобы он почувствовал интерес к шахматам.
Занятие №2.
Поставьте шахматную доску как положено. Попросите ребенка расставить шахматы и, если он ошибается. Расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный – на черное.
Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой. Объясните, как ходит король. Загляните в
учебник и увидите, что это совсем уж просто. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король
может ее взять (съесть). Поставьте другую, пусть ваш ребенок "покушает" королем целый ряд пешек и фигур.
Теперь объясните ребенку, что означает шах. Снова загляните в учебник и дайте (объявите) шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского – угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.
Расскажите вашему ребенку, что означает слово "мат" (в переводе с арабского – смерть). Мат – это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Прочтите в учебнике как можно объявить простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защиты никакой нет".
Объясните вашему ребенку, что мат можно получить, имея большое материальное преимущество. Это очень важно. Вспомните изречение Сервантеса: "Жизнь – это шахматная партия". Можно иметь очень большое количество денег, но смерть может настигнуть в любой момент.
Такие понятия, как шах и мат ребенок запоминает очень быстро. Далее объясните ребенку, что такое "ничья" в шахматной игре. Это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? – (Попробуйте). Конечно же, нет.
Теперь объясните, как ходят и как "едят" пешки. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры, кроме короля, разумеется. Это очень интересно! Возможно, провести несколько пешек в ферзи и у вас будет, например, три или четыре ферзя. Покажите ребенку, как пешки превращаются в различные фигуры, пусть он попробует это сделать сам. Чудесные превращения, как в сказке!
Занятие №3.
Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.
Объясните ребенку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры. Объяснили? Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Можете заглянуть в учебник, а можете и самостоятельно ставить самые простейшие задачи
Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребёнок попробует это сделать самостоятельно.
Еще раз объясните, что ладья ходит и "есть" по горизонтали и по вертикали. Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль.
Теперь объясните, как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их.
Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь. Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь объяснять ребенку как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение.
Старайтесь как можно чаще играть с вашим ребёнком, и, уверен, в конце концов, он научится играть в шахматы, и станет вашим достойным учеником и партнером.
Если начать обучение в 6 лет, то к 12 годам у ребенка сформируется мощное периферическое внимание. Представьте себе, что вы пришли в магазин и не заметили очень красивую кофточку, а если бы занимались шахматами, то сумели бы оценить всю картину, и мелкая деталь в виде этой кофточки от вашего внимания бы не ускользнула. С возрастом шахматы для ребенка превращаются в настоящее хобби, развиваясь он открывает для себя новые комбинации, которые неустанно будут подогревать у юного шахматиста интерес к игре. Достаточно только заинтересовать ребенка и в будущем он сам будет самостоятельно искать себе напарника для игры. Часто умение играть в шахматы становится причиной общительности и популярности ребенка среди друзей. Шахматы непростая игра, поэтому победа ребенку, вдвойне сладка. Но поддаваться ребенку каждый раз не стоит, лучше развивайтесь вместе с ним и анализируйте вместе его неудачи и промахи. Общаясь с ребенком и играя с ним в шахматы, возможно в будущем ваш малыш превратиться в настоящего чемпиона.
Шахматы являются удивительной игрой, правила которой выучить
можно за пару часов, но стать настоящим мастером можно лишь потратив годы, пройдя через сотни поражений и побед, эта игра – калька с нашей жизни, в ней как в зеркале отражается наш характер, со всеми сильными и слабыми сторонами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Памятка для родителей по обучению игры в шахматы.
Как проводить занятия? С чего начинать?...
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы для детей 5-7 лет «В мире шахмат»
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...
Адоптированная программа курса "Шахматно-шашечный всеобуч" для детей дошкольного возраста. (2 года обучения игре в шахматы) (И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны» Часть 1,2.)
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.Процесс обучения а...
Программа бесплатных занятий по обучению игре в шахматы «Шахматы для самых маленьких»
ПРОГРАММА Проведение бесплатных занятий по обучению игре в шахматы «Шахматы для самых маленьких» для детей дошкольного возраста 4-5 лет...
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с историей шахмат»
Цель: познакомить детей с историей шахматЗадачи: Обучающие:-познакомить детей с историей появления шахмат;-расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;Развивающие:-развивать у детей умение о...