Сообщение "Русская Национальная культура"
статья (старшая группа)

Данилова Любовь Петровна

Каждый народ и его культура уникальны. Культура России самая  в мире многообразная и многонациональная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_natsionalnaya_kultura_1.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Русская национальная культура».

                                 Культура России — это, прежде всего,

                      наша речь, наши праздники, наши школы

                                       и университеты, наше отношение к родителям,

                                                  к своей семье, к своему Отечеству, к другим

                                                  народам и странам.

 Д.С.Лихачев

Национальная культура – это то, из чего складывается память целых народов, а также то, что делает этот народ отличным от других. Народные традиции и обычаи представляют собой связь, которая связывает  далекое прошлое с настоящим. Наша страна имеет богатую историю, насыщенную множеством событий и свершений.

Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. 

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.

Народные традиции празднования Пасхи, Троицы, Рождества Христова, Успения и многих храмовых (престольных) праздников способствуют укреплению семейно-родственных и территориальных этнических связей.
Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле.   

          Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.
Освоение русской народной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды – обобщение в течение многих веков знаний человека об окружающем мире. Здесь единое целое составляли повседневность и органично ее перемежающие праздники, хороводы, пляски, игры.

Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. 

Работа по приобщению детей к русской народной культуре нами проводится, очень давно. Детям очень нравиться русские народные песни, хороводы. Они с удовольствием заучивают считалки,  потешки, задорные частушки, играют в русские народные игры. 

Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия:         иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. Особенность  русских народных игр, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Например, знакомя с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, мы знакомим с русскими народными играми; учим играть в народные игры, соблюдать правила, используя заклички, перевалки. Тем самым развиваем ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание, умение сопоставлять размер предметов, учим бегать на носочках, с ускорением; передвигаться в хороводе, змейкой, со сменой направления движения; используем элементы народных танцев в играх. Формируем у детей культуру сохранения своего здоровья и здорового образа жизни через народную игру.

На Руси было немало празднований. Очень долго ориентация была не на один календарь, а на целых три:

  • Природный (смена времен года)
  • Языческий (как и первый он соотносился с природой)

Христианский (обозначались праздники; если говорить  о самых крупных, то только их было 12). 

Традиционными  давно стали народные праздники, такие как «Яблочный спас»,  «Медовый спас», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица», «Пасха», «Красная горка», другие.

Русские народные праздники – это яркие гуляния, полные веселья и интересных событий. Они очень разнообразные, хотя, к сожалению, некоторые из них уже давно не отмечаются. Но есть немного надежды на то, что утерянная культура начнет возрождаться и будет передаваться через поколения вновь.

В традиционные праздничные дни народных гуляний открывали свои двери на Руси различные ярмарки веселья. Чего только можно было не увидеть на ярмарке: скоморохи, игры и забавы, карусель и танцы с хороводами, а также

народный театр и его главного завсегдатая ведущего - озорного Петрушку.

Народная культура обладает удивительной способностью буквально на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. В процессе работы ребенок раскрывается, как цветок, начинают интересоваться народной культурой.

Знакомя детей с русскими народными сказками, пословицами, поговорками, приметами, загадками, мы приобщаем детей к нравственным ценностям. Развиваем творческие умения, при инсценировке сказок, потешек. Обогащаем и активизируем словарный запас.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. 

В преддверии весны все ждут веселого праздника – Масленицу. Этот праздник пришел еще с языческих времен – это праздник встречи весны, а также проводов зимы. Название праздника появилось неспроста. Последняя неделя перед постом такова, что мясо кушать уже нельзя, а молочные продукты можно, а в масленицу едят блины с молочными продуктами, куда входит и масло. Так, благодаря, главному праздничному блюду и появилось название этого праздника. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы. Каждый год весной христиане празднуют Пасху. Это одно из самых старейших торжеств. Среди основных пасхальных обрядов можно выделить выпечку куличей, покраску яиц. Но не только этим ознаменовывается Пасха для верующего человека, еще известна крестным ходом и христосованием. Последнее представляет собой поздравление с поцелуями с этим светлым днем. На «Христос Воскресе» принято отвечать «Воистину Воскресе». 

Русские люди всегда гордились и гордятся своей культурой, являющейся поистине уникальной.

Наша национальная культура выделяет страну и непосредственно нас из многочисленных других. А для нас это невероятная возможность почувствовать связь между поколениями и временами. И это своеобразная поддержка нашего духа и наша опора. Все мы должны с почетом относиться к культуре и традиции нашей страны. Мы должны об этом рассказывать нашим детям и внукам. Если  будем уважать свое население и обычаи, тогда и наши дети будут это делать. Любовь к стране делает нас сильными и объединяет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»

В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».

знакомство детей с русской национальной культурой...

Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.

приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....

Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.

Развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка. В статье рассказывается о том, как в детском саду средствами музыкальных развлечений и досугов д...

Конспект нод: Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах

Цель нод:    Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах".Задачи:·         Рассказать детям, когда и как проводится праздник.·...

Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Народная культура».

Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольно...