Консультация "Как развивать внимание ребенка"
консультация

Внимание - одна из самых "больных" проблем родителей школьников. Игры для развития внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_po_vnimaniyu.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Дубравушка»

Подготовила:

Педагог-психолог

Соловьева Е.И.

г. Нягань

Внимателен ли ваш ребенок

Внимание - это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Внимание - основное психическое свойство человека, одна из самых «больных» проблем родителей и школьников. «Он у вас такой невнимательный!» - типичное восклицание учителей на сетование родителей, что у ребенка плохие оценки. Внимание представляет собой механизм концентрации, сосредоточения высших психических функций и сознания на конкретном объекте или ситуации. Благодаря вниманию не вся воздействующая на человека информация «пропускается» в сознание, а только значимая для личности. Внимание характеризуется направленностью и объемом, т.е. в поле внимания всегда оказывается ограниченное число объектов. Чем меньше ребенок, тем меньше, объектов он одновременно может удерживать в «поле внимания». Но даже взрослый не может концентрировать свое внимание более чем на пяти объектах. Внимание также характеризуется устойчивостью, т.е. временем сохранения на объекте. Чем большее значение имеет для человека объект внимания, тем устойчивее оно удерживается. Сохранение внимания на конкретном объекте тем меньше, чем младше ребенок. Наконец внимание характеризуется переключаемостью, т.е. скоростью, с которой внимание переносится с одного объекта на другой. В возрасте 5-7 лет следует развивать способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Внимание дошкольника привлекается ко всему, что для ребенка интересно. Следовательно, интерес - мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация неинтересна для человека, а обратить внимание на это необходимо (например, скучное, неинтересное объяснение учителя), то внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание, которое направляется усилием воли, называется произвольным. Высшей формой внимания является переход произвольного внимания в наблюдательность - сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте. Чем более развито у ребенка произвольное внимание, тем легче ему учиться. Так как произвольное внимание связано с развитием воли, то оно слабо проявляется у детей и подростков. Следовательно, чтобы привлечь внимание ребенка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, т.е. привлекать внимание с помощью интереса. Игра интересна ребенку, значит, с помощью ее можно тренировать наблюдение.

Как развивать внимание ребенка?

Игры для развития внимания

1.        Упражнение    на    развитие    способности    к    переключению
внимания

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. по договоренности он должен отреагировать на определенные слова. Например, хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее животное, посуду, мебель или что-нибудь другое. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок должен хлопать в ладоши, если слышит слово, обозначающее животное, и вставать, если называется какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

2.        Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать то, что не дорисовано.

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно гак же, как раскрашена первая половина.

По всем трем заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число правильно раскрашенных деталей.

3.Упражнение    на    развитие    концентрации    внимания    и    его устойчивости, (предлагается детям, умеющим читать).

На бланке в случайном порядке напечатаны буквы (10 строк). В каждой строке примерно 30 букв. Задача ребенка - внимательно просмотреть каждую строку и попытаться обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.

Показатель успешности - число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.

Буквы и слова между ними можно напечатать или написать от руки.

4. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зафиксировать какую-либо букву (например, «а»).

Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, анализируйте, как изменяется результативность.

Если вы правильно все делаете, результаты должны улучшаться. Ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву»а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л», фиксируйте время и ошибки.

Игра «Цифры и порядок»

В игре используются цифры. Они располагаются в таблице (таблица на 25 клеток, 5-в сторону, 5-вниз) в случайном порядке. Ребенку необходимо отыскать и подчеркнуть цифры по порядку. Начинать нужно с легких таблиц, увеличивая сложность постепенно. Игру можно разнообразить - находить цифры в порядке убывания.

5.        Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги и цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. По завершении работы ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, т.к. инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял.

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

6.        Упражнение на развитие распределения внимания

6.1.        Если ребенок владеет обратным счетом (например 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1). то можно
предложить ему считать в обратном порядке, одновременно выполняя вслед за вами простые
физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).

Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений).

Усложнять выполнение этого задания можно как за счет постепенного убывания обратного счета, так и за счет повышения трудности физических упражнений.

Фиксируйте время выполнения и количество ошибок.

6.2.        Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким
постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число
ударов.

6.3.        Еще   одно   упражнение   на  тренировку   распределения   внимания   (для   детей, знающих цифры).

Нарисуйте детям таблицу из 25 клеток (5-в сторону, 5-вниз). В клетках в произвольном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 пропущено.

Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если ребенок не может записать цифры, то он просто сообщает их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения всего задания.

Далее по такой же таблице, но изменив расположение цифр в таблице, продолжайте тренировку.

Оцените, насколько улучшился показатель распределения внимания у ребенка.

Если это задание оказалось трудным для ребенка, , составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.

6.4.        Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных
действия одновременно.

А) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения-1 мин. подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем лучше.

Б) В течение 1 минуты ребенку нужно одновременно рисовать двумя руками: левой-кружки, правой-треугольники. В конце подсчитываете количество нарисованных треугольников и кругов. (Треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка нарисовать как можно больше треугольников и кругов).

Игра «Переключись!»

Ребенку предлагается таблица (25 клеток, 5-в сторону, 5-вниз), где вперемежку даны цифры и буквы (от 1 до 10, от А до М). Можно придумать и свои таблицы.

Задание: а) найди по порядку цифры, буквы (цифры - в порядке возрастания, буквы -в алфавитном порядке); б) попросите ребенка называть и находить цифры и буквы в таком порядке: «А»-«1», «Б»-«2», «В»-«3» и т.д.; в) предложите малышу называть и находить буквы в алфавитном порядке, а цифры в порядке убывания: «А»-«10», «Б»-«9», «В»-«8».

7.        Упражнение на развитие объема внимания

Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка («а» и «б»).

На рисунке «а» в 8 квадратах (1 квадрат состоит из 16 клеток, 4-в сторону, 4-вниз) определенным образом расставлены точки (в 1-ом квадрате-2 точки, во втором-3 и т.д. в 8-ом-9 точек). Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку 8 квадратов с (16 клетками) рисунок «б» с пустыми квадратами). Последовательность задания усложняется, начиная с квадрата с одной точкой.

Время показа одной карточки 1-2 секунды, на воспроизведение точек отводится не более 15 секунд.

Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было безошибочно воспроизведено самое большое количество точек).

Игра «Счет с запретом»

Задание: предложите ребенку сосчитать до 20-и через 1 число, заменяя пропущенное словами «не собьюсь!»

Например: 1, «не собьюсь!», 3, «не собьюсь!», 5, «не собьюсь»!», и т.д.

Можно предложить посчитать через 2 числа, заменяя каждое 3 число словами «не собьюсь!».

Например: 1,2, «не собьюсь!», 4,5, «не собьюсь!», 7,8. «не собьюсь!» и т.д.

8.        Развитие наблюдательности

Игра «Поставь точку в кружочке»

Ребенку дается таблица (100 клеток, 1 О-в сторону, 10-вниз), состоящая из 5 видов фигурок (например - квадрат, звездочка, ромб, круг, прямоугольник). Геометрические фигуры располагаются в произвольном порядке.

Ребенок должен просмотреть каждую строчку последовательно и, как можно быстрее, отметить карандашом разными способами две, а затем и три указанные вами фигурки.

Например, круг - крестиком в центре, квадрат - точкой в центре. На выполнение задания дается не более 5 минут.

После выполнения задания вы подсчитываете, сколько фигурок было пропущено.

Игра «картинки-загадки».

Это распространенная игра-тренировка внимания. Ребенку предлагается рассматривать специальные картинки и решать поставленные задачи: найти несколько одинаковых предметов или в общем сюжете отыскать конкретные предметы.

Не менее занимательны для тренировки внимания различные «Лабиринты».

Игра «Что пропало?

Классическая и доступная в любых условиях игра, развивающая внимание. На какой-то поверхности (стол, стул, пол) раскладываются мелкие предметы (15-20 штук). Это могут быть карандаши, монеты, бижутерия, маленькие игрушки, миниатюрные предметы быта (наперсток) и т.д. ребенку предлагается в течение нескольких секунд внимательно рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты или закрыть глаза. Затем возможно несколько вариантов продолжения игры.

  1. вариант. Несколько предметов убирается. Задача ребенка - определить, какие
    предметы исчезли.
  2. вариант. Несколько предметов перекладывают на другие места. Задача ребенка -
    определить, какие предметы переложены.
  3. вариант. К имеющимся предметам добавляется еще несколько новых. Ребенок
    должен определить какие предметы появились.
  4. вариант. Ряд предметов убирают и на их место кладут новые. Ребенок должен
    определить, какие предметы убраны и какие появились новые.

Игра «Маленький жук».

«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки (16 клеток, 4-в сторону, 4-вниз). По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

(Если ребенок затрудняется выполнить задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задание ходами: 2 клетки наискосок вправо - вниз, 3 клетки влево и т.д.

Литература:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М.: Изд-
    во «Ась-89», 2000.-272 с. (стр. 137, 145, 146).
  2. Ильина М.Н.  Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения.  -СПб.:  Питер,
    2004.-205 с. (стр. 38, 44-54).
  3. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем память и внимание. Москва: ИКЦ «МарТ»;
    Ростов н/Д, 2005.-160 с. (стр.44-49).
  4. Субботина Л.Ю. Учимся играя: Развивающие игры для детей 5-10 лет.-Екатеринбург: У-
    Фактория. 2005.-144с. (стр. 21-23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем внимание у ребенка

Игры для развития внимательности...

Памятка для родителей "Как развивать внимание ребенка в домашних условиях"

Памятка для родителей по развитию внимания у детей...

КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА?

Сознательно заботясь о развитии ребенка, родители должны быть внимательны к ребенку, его занятиям.Развитию ребенка способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность....

Консультация для родителей «Как развивать внимание ребенка 3-5 лет»

Консультация для родителей «Как развивать внимание ребенка 3-5 лет»...

Консультация для родителей «Как развивать внимание ребенка 3-5 лет»

Консультация для родителей «Как развивать внимание ребенка 3-5 лет»...