Консультация "Как мыслит Ваш ребенок"
консультация

Мышление - то процесс познания человеком действительности с помощью мыслтельных процессов: анализа, синтеза, суждения. Упражения на развитие мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_myslit_vash_rebenok.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Как мыслит ваш ребенок»

Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений и т.п.

Выделяют три вида мышления:

  1. Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами-игрушками).
  2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений).
  3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Развитие мышления начинается с раннего возраста. Оно выражается в освоении через восприятие свойств окружающих предметов и установлении простейших связей между ними. В дошкольный период преобладает форма наглядно-действенного мышления. Ребенок решает задачи в действенной, наглядной форме. Если трехлетнему малышу необходимо решить задачу: поместится ли данный мячик в конкретной коробке, - ребенок обязательно должен попробовать положить мячик в коробку и только после этого ответить, можно ли это вообще сделать.

По мере возрастания разнообразия предметных действий, которым обучает ребенка взрослый, развивается и мыслительная деятельность ребенка. Мышление не может осуществляться без речи.

Особенно интенсивно наглядно-действенное мышление развивается у ребенка с 3-4 лет. он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., т.е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Опыт коррекционной работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза.

Развивающие упражнения на мышление.

1.        Упражнения    на    развитие    мыслительной    операции:    «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

  1. Муха и бабочка
  2. Дом и избушка
  3. Стол и стулья
  4. Книга и тетрадь
  5. Вода и молоко
  6. Топор и молоток
  7. Пианино и скрипка
  8. Шалость и драка
  9. Щекотать и гладить

10. Город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел бабочку? А муху?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

В процессе консультирования мы часто отмечаем, что дети особенно затрудняются в нахождении сходства.

Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2.        Упражнение на развитие скорости мышления «Закончи слово».

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - заканчивать его. «Отгадай, что я хочу сказать! По...», - так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, полотенце и т.д.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности и речевой активности.

3.        Упражнение «Соотношение понятий».

Изготовьте картинки, на которых изображены четыре стадии развития ветки - от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

Разложите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определять порядок размещения картинок по размеру.

Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

Другой вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке -от самого большого до самого маленького.

По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

4.        Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления.

Используется кубик Рубика (предполагается, что ребенок с ним знаком).

Ребенку  предлагают  разные  по  степени  сложности  задания,  которые  необходимо выполнить в короткое время.

Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из 3-х квадратов одного цвета.

Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.

Задание  3.  Собрать  одну  грань  кубика из  квадратов  одного  цвета,  т.е.   полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.

Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней еще одну строку или столбец из трех малых квадратиков на другой грани кубика.

Задание 5. Собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней еще два столбца или две строки того же цвета на какой-либо другой грани кубика.

Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного цвета.

Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же цвета на третьей грани кубика.

Задание 8. Собрать полностью две грани кубика и к ним еще две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика.

Задание 9. Собрать полностью три грани кубика одного цвета.

Если ребенок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.

5.        Упражнение    на    развитие    мыслительных    процессов    обобщения,
отвлечения, выделения существенных признаков.

5.1.        «Найди лишнее слово». Зачитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4-х слов; 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему
для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

  • Старый, дряхлый, маленький, ветхий
  • Храбрый, злой, смелый, отважный
  • Яблоко, слива, огурец, груша
  • Молоко, творог, сметана, хлеб
  • Час, минута, лето, секунда
  • Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
  • Платье, свитер, шапка, рубашка
  • Мыло, метла, паста зубная, шампунь
  • Береза, дуб, сосна, земляника
  • Книга, телевизор, радио, магнитофон

5.2.        «Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая - лишняя. Например: книга, линейка, портфель, отвертка. Стакан, клещи, молоток, рубанок. Нож, чайник, кастрюля, карандаш. Ракетница, мяч, барабан, гиря.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите убрать одну лишнюю. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребенку эта операция дается трудно, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой занятия.

6.        Упражнение на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  • Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)
  • Назови слова, обозначающие зверей.
  • Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
  • Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
  • Назови слова, обозначающие водный транспорт.
  • Назови слова, относящиеся к искусству.
  • Назови слова, обозначающие овощи.
  • Назови слова, обозначающие фрукты.

7.        Упражнения на развитие словесно-логического мышления.

7.1.        «Определи понятие». Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

  • Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
  • Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
  • Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
  • Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
  • Мотоцикл,  прищепка,  афиша,  ботинки, шкура,  враг,  спотыкаться,  собирать, ударять,
    шершавый.

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значения ни одного слова из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или: «Понимаешь ли ты смысл слова «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

7.2.        «Найди похожее слово». Используется тот же набор слов.

Прочитайте ребенку первое слово из первого ряда - «велосипед», и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием). Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребенок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

Если ребенок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд еще раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребенок делает неправильный выбор, объясните ему еще раз задание и приведите более простые примеры.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребенка придумайте аналогичные ряды слов.

Игры, развивающие мышление и сообразительность.

1.        Игра: «Как это можно использовать».

Предложите ребенку игру: «Найди возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета».

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Например: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

2.        Игра «Говори наоборот».

А) Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь - («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь - («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты - («храбрец»)

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай – (конец).

Б) Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой-маленький». Можно использовать следующие пары слов:

Веселый-грустный,        быстрый-медленный,        красивый-безобразный,

Пустой-полный,        худой-толстый,        умный-глупый

Трудолюбивый-ленивый,                   тяжелый-легкий,        трусливый-храбрый

Белый-черный,        трердый-мягкий,        шершавый-гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

3.        Игра «Бывает - не бывает».

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации могут быть разными.

Папа ушел на работу.        Лодка плывет по небу.

Поезд летит по небу.        Девочка рисует домик.

Кошка хочет есть.        Домик рисует девочку.

Человек вьет гнездо.        Ночью светит солнце.

Почтальон принес письмо.        Зимой идет снег.

Зайчик принес письмо.        Зимой гремит гром.

Яблоко соленое.        Рыба поет песни.

Бегемот залез на дерево.        Корова жует траву.

Шапочка резиновая.        Мальчик виляет хвостом.

Дом пошел гулять.        Хвост бежит за собакой.

Туфли стеклянные.        Кошка бежит за мышкой.

На березе выросли шишки.        Петух играет на скрипке.

Волк бродит по лесу.        Ветер качает деревья.

Волк сидит на дереве.        Деревья водят хоровод.

В кастрюле варится чашка.        Писатели пишут книги.
Кошка гуляет по крыше.        Строитель строит дом.

4.        Игра «Назови правильно».

Нужно взять первые буквы названий предметов и записать их в клеточки.

  1. «Назови имя мальчика» (ответ: Денис) (предметы: дверь, ель, нож, индюк, собака).
    Б) «Назови имя девочки» (ответ: Марина) (предметы: молоток, апельсин, ручка, индеец,
    ножницы, ананас).
  2. «Назови месяц» (ответ: ноябрь).

5.        Игра «Угадай».

Вы загадываете ребенку загадки.

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает.         (филин, сова)

Ты возьми особый глаз, быстро взглянет он на вас,

И появится на свет самый точный ваш портрет.        (фотоаппарат)

Один льет, другой пьет, третий растет.     (дождь, земля, растение)

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.        (щука)

В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет,     (холодильник)

В брюхе баня, в носу - решето, на голове - пуговица, одна рука, да и та на спине

(чайник).

Литература:   Ильина   М.Н.   Подготовка   к   школе:   развивающие   игры   и упражнения. СПб.: Питер, 2004.-205 с: стр. 78, 89-102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мысли великих людей о роли игры в развитии ребенка

Данный материал содержит интересные высказывания и мысли великих людей  о роли игры в развитии Вашего ребнка....

Советы родителям «В мире мудрых мыслей. Как правильно воспитать своего ребенка»

Конечно же, все мы хотим, чтобы наши дети выросли нравственно воспитанными. Поэтому мы всячески стараемся создать им «искусственную» жизнь. Но делать это, ни в коем случае нельзя. Мы своих детей...

Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка

Мы сами создаем свое будущее.  Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....

Мысли "трудного" ребенка

Мысли "трудного" ребенка  Дорогие мои родители!   - Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю ...

Мысли «трудного» ребенка.

Уважаемые родители, обратите внимание на мысли «трудного» ребенка, эта информация поможет понять многие поступки детей....

консультацияКак определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и т...

Как мыслит ваш ребенок

Игры на развитие мышления для дошкольника....