Консультация для родителей Развитие креативности у детей
консультация (средняя группа)
На современном этапе развития системы образования одной из стратегических задач является реализация личностно ориентированной модели организации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, основной целью которого является ребенок как самоценность, развитие его субъектности и самостоятельности. О.А. Скоролупова подчеркивает, что у ребёнка младшего дошкольного возраста формируются базисные качества личности, которые на последующих ступенях развития позволяют ему успешно обучаться по любой программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnost.docx | 265.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие креативности у детей
Подготовили:
Курепина О.А.
Слышова О.Н.
Особенности формирования и развития креативности и креативного мышления в младшем дошкольном возрасте
На современном этапе развития системы образования одной из стратегических задач является реализация личностно ориентированной модели организации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, основной целью которого является ребенок как самоценность, развитие его субъектности и самостоятельности. О.А. Скоролупова подчеркивает, что у ребёнка младшего дошкольного возраста формируются базисные качества личности, которые на последующих ступенях развития позволяют ему успешно обучаться по любой программе.
Именно креативное мышление и служит средством порождения, формирования и развития оригинальных творческих идей и допускает существование нескольких верных ответов на один и тот же вопрос.
Креативностью, так же называется способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению.
Креативное мышление – это способность мыслить не только нестандартно, не по шаблону, но и способность придумывать новое, созидать, творить. Его еще называют творческим как раз из-за тех возможностей, которые открывает оно при создании нового.
Как правило, определяют следующие параметры уровней креативности:
- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- семантическую гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить новое его использования;
- образную адаптивную гибкость - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в объекте новые возможности;
- семантическую спонтанную гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи, не ограничиваясь конкретной ситуацией.
Таким образом, можно подчеркнуть, что креативность является сложным явлением и многогранным.
Следует отметить объективную потребность современного дошкольного образования в определении психолого-педагогических условий организации процесса развития креативности и креативного мышления младших дошкольников, способствующих освоению доступных видов творческой деятельности, обеспечению накопления субъективного творческого опыта как основы самореализации личности, без которой последующее образование становится малоэффективным.
Результаты исследований известных психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков) и педагогов (Н.В. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:
- доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка- дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
- субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
- легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Развитие творческого мышления у дошкольников происходит более эффективно, если в этом процессе принимают все непосредственные его участники, а именно: сами дети, педагоги-воспитатели, педагоги-психологи и родители. Одним из ведущих направлений работы по развитию креативного мышления у дошкольников чаще всего являются интегрированные занятия художественным творчеством.
Чтобы ребенок обнаруживал творческую активность, следует с доверием отнестись к его естественной склонности действовать на собственное усмотрение, воспринимать жизненные впечатления, полагаясь на собственный опыт. Именно внесение индивидуального опыта ребенка в процесс познания делает его развивающим, благоприятным для раскрытия внутренних сил.
1) В творческой или креативной задаче нет «правильных» и «неправильных» решений.
2) Креативность нельзя формировать (предоставлять определенной форме, четко определенной кем-то).
3) Для развертывания креативности необходимо создать благоприятные условия, по которым ребенок хочет творчески действовать, совершенствовать свои умения, гордится своими креативными способностями.
Креативное мышление и воображение тесно связаны между собой. Чем лучше работает воображение, тем нестандартнее проявляется способность мыслить. Наиболее естественно и своевременно обучать креативному мышлению необходимо именно в младшем дошкольном возрасте. Расцвет формирования подобных способностей приходится на 3,5 - 4 года, когда у ребенка есть достаточно наработок в сенсорной и интеллектуальной сфере и начинается сенсорный период бурного развития воображения. Лучший период по развитию креативного мышления в дошкольном возрасте считается возраст 3.5 – 5.5 лет. Конечно, точный возраст зависит от самого ребенка и может меняться в тех или иных пределах. При этом в младшем дошкольном возрасте, а именно в три с половиной года начинает формироваться базис креативного мышления.
Требования к творческим заданиям по развитию креативного мышления у детей младшего дошкольного возраста:
- соответствие условий выбранным методам творчества;
- возможность разных способов решения;
- учет актуального уровня решения;
- учет возрастных интересов детей.
Методы и приемы формирования и развития креативности у младших дошкольников
Приемы развития пространственного мышления
1. Творческая работа «Фигуры» дети дорисовывают образы. Фантазирование. Обсуждение идей.
2. Дорисовывание линий дети дорисовывают образы. Фантазирование. Обсуждение идей.
3. Творческая работа «Кляксография». Перед игрой изготавливают для каждого кляксы: на середину листа выливается немного краски нескольких цветов, лист бумаги складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Чтобы образ получился законченным, дети дорисовывают необходимые детали пальчиками.
4. «Путешествие в Фигурный город».
Перед детьми лежит множество вырезанных бумажных треугольников, квадратов и овалов. Игра-путешествие начинается с того, что дети одевают «сказочные» треугольные или квадратные, или овальные очки, и оказываются в воображаемом треугольном ли квадратном, или овальном городе. Здесь все предметы (дома, машины, деревья, цветы, люди) треугольные, квадратные или овальные.
5. Игра «Мозговой штурм»: что вы «видите» в треугольных (квадратных, овальных) очках вокруг себя? Дети фантазируют и называют различные объекты.
6. Творческая работа: аппликация выбранного образа из геометрических фигур. Моделирование картинки из фигур.
Приемы развития креативности, ассоциативного мышления
1.Обсуждение примет-признаков осени. Рассматривание листочков разных деревьев. Определение изменившихся признаков: изменился цвет, свойства - стали сухие, хрупкие.
2.Игра-ассоциации: на что стали похожи листья? Дети называют различные предметы, опираясь на признаки (желтые как солнце, цыпленок, яблоко; красные как роза, помидор, звездочка; сухие как высушенные цветы, страница книги; хрупкие как стекло.
3.Творческая работа «Листопад в Вообразилии». Задание: сделать открытку - аппликацию листьев, но выбрать несуществующий в реальной жизни цвет листьев и неба. Дети подбирают из цветной бумаги фантастический цвет для листьев, затем восковыми мелками рисуют небо (в полосочку, горошек, клеточку и т.д.).
4. Игра «На что похоже?» В «чудо-сундучке» спрятаны разные игрушки. Чтобы узнать, какие игрушки там находятся детям предлагается игра «Что на что похоже» (закрепление навыков выделять различные признаки предметов: цвет, форма, величина) и их свойства.2 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры достают из чудо-сундучка одну игрушку. Этот предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что мы достали из чудо-сундучка похоже на ...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
5. Раскрашивание картинок необычным способом (цифрами, буквами). Детям предлагается раскрасить картинки необычными способами.
Расширение стереотипных границ сознания, свобода самовыражения
1.Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?»
Рисунок в несколько рук. Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Обсуждение творческих воплощений и полученной коллективной работы.
2.Творческая работа «Какого цвета мой смех?»
Дети одевают карнавальные маски, в руках – светящиеся фонарики, и отправляются в путешествие в удивительную страну «Вообразилию». В этой стране происходят чудеса. Например, можно не только услышать, но и увидеть свой смех. Под звуки веселой мелодии дети выполняют творческое задание – нарисовать … свой смех. На лист бумаги наливается два цвета краски. Руками и пальчиками рисуется картинка (или несколько картинок, ведь воображение остановить невозможно).
3.Игра-лепка «Чудо-юдо». Дети выбирают по 2-3 картинки с различными изображениями. Описывают их признаки и особенности и далее выбирают одно из животных к которому добавляются признаки и особенности от других. Например, верблюд приобрел крылья бабочки, удав стал с рыбьим хвостом и плавниками. Далее дети из пластилина лепят то, что придумали..
4.Игра «Теремок».
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина.
Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
Игра не только закрепляет полученные знания о признаках и свойствах различных объектов, но и учит анализировать, описывать окружающие предметы, находить у них общее.
Оптимизация процесса развития креативного мышления через эффективную творческую деятельность
1.Творческая работа «Коллаж».
Цель: развитие операций мышления: классификация, обобщение, оригинальности мышления. Составление из картинок и вырезок композиции, придумывание оригинального названия.
2.Игра «Магазин» Дети выбирают разнообразные картинки из журналов и «покупают» их, называя их общие признаки и свойства.
3.Театрализация «Сказка». Дети выбирают и перевоплощаются в сказочного героя. Первый ребенок начинает сказку, рассказывая о своем герое: кто он, какой, что умеет делать, где живет и т.д. (описывая признаки и свойства). Ведущий помогает дополнить сюжет спонтанными и неожиданными ситуациями или приключениями. Далее выступает следующий сказочный герой, который встречается при необычных обстоятельствах с предыдущим героем и может стать его другом, если назовет их общие свойства или качества. Сказка продолжается, пока не примут участие все дети. Затем придумывается конец. Что произошло, чем закончилась сказка.
Развитие диалектического мышления, преодоление стереотипных барьеров
1.Игра "Хорошо - Плохо"
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета.
Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению
"положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, переходим к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время.
В процессе игр, тщательно наблюдайте за тем, чтобы дети не утомлялись.
Применение развивающих креативное мышление и творческий потенциал игр, занятий, формируют гармонически развитую, социально активную личность. Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...
Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"
В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школ...
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...
Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Игры для развития внимания....
Консультация для родителей:"Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста".
Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста.Что такое креативность.Особенности креативного мышления.Формирование креативного мышления у ребёнка-дошкольника.Участие родителей в формирова...
Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...