Консультация для родителей "Тревожность (страхи) у старших дошкольников"
консультация
Страхи и тревожность у старших дошкольников... В чем проявление? Как можно продиагностировать и увидеть результат? Все это можно узнать, прочитав и ознакомиться с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley._trevozhnost_strahi_u_starshih_doshkolnikov.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Тревожность (страхи) у старших дошкольников»
Педагог-психолог: Голубенко С.В.
Предстоящее обучение в школе и связанное с ним чувство неизвестного приводит к тому, что у многих дошкольников возрастает тревожность и появляются страхи, связанные со школой.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. В качестве этого стимула у старших дошкольников выступает неопределенность, связанная с началом школьного обучения. Как часто приходится слышать от старших членов семьи подобные высказывания: «Вот погоди, пойдешь в школу, там тебе покажут, там тебя научат» и т.п. В подобных ситуациях у ребенка появляются внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают его страхом, настойчиво и эмоционально указывая на наличие опасности.
Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. А если вспомнить о том, что у дошкольников преобладает правосторонняя ассиметрия головного мозга, что они эмоционально восприимчивы, что у них богатое воображение, то период поступления в школу можно рассматривать как сенситивный (т.е. наиболее благоприятный) для возникновения школьных страхов и тревожности.
Если страх – это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный, или беспредметный, страх.
Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, сверхчувствительным к своему положению и признанию окружающими.
Обычно тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Поэтому тревожных и боящихся школы детей, полезно записать в подготовительные группы или какие-то кружки (спортивные, музыкальные, театральные, фольклорные, изобразительного искусства) желательно при этой школе, в которую ребенок пойдет. Чрезмерное беспокойство родителей по поводу предстоящего обучения в школе способствует возникновению внушенных страхов у ребенка. Не следует заострять внимание ребенка на том, что он должен быть непременно лучше всех в классе, всегда первым. В случае несоответствия ожидаемых и фактических успехов у ребенка может возникнуть невротическая реакция, избавиться от которой достаточно сложно.
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Сформированные реакции страха сравнительно стойки и сохраняются даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.
В качестве несложных приемов, которые могут применить родители для коррекции тревожности и страхов у детей, можно назвать следующие:
- повышение самооценки ребенка (за счет положительных оценок его действий и личности в целом);
- снимание мышечного напряжения (за счет прослушивания спокойной музыки, выполнения упражнений, которые расслабляют различные группы мышц);
- рисование страхов с последующим их обесцениванием, зачеркиванием в виде штриховки, разрывание на мелкие части бумаги, где нарисован страх, и выбрасыванием ее;
- проигрывание с куклами сценок, в которых страх передан кукле, а ребенок помогает ей от него избавиться.
При наличии большого количества страхов у ребенка и устойчивости их сохранения следует обратиться к специалисту.
С целью диагностики страхов у старшего дошкольника можно использовать опросник, разработанный А.И. Захаровым. Задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься», и далее идет перечисление страхов:
- когда останешься один (одиночество);
- нападения, бандитов;
- заболеть, заразиться;
- смерти;
- смерти родителей;
- каких-то людей (незнакомых, пьяных, нелепо себя ведущих);
- родителей (перед матерью или отцом);
- наказания со стороны родителей;
- сказочных (мифических) персонажей, в том числе Бабы-яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча (для дошкольников), Пиковой Дамы, Черной руки, скелетов, чертей, призраков, невидимок, инопланетян (для школьников);
- опоздать в детский сад или школу;
- во время засыпания (перед сном);
- страшных снов;
- темноты;
- животных, насекомых (волка, медведя, собак, пауков, змей);
- транспорта (машин, поездов, самолетов);
- стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения);
- глубины;
- в маленькой комнате, туалете, переполненном автобусе, метро, когда тесно (замкнутого пространства);
- воды;
- огня;
- пожара;
- войны;
- больших улиц, площадей;
- врачей, медицинских работников;
- крови (когда идет кровь);
- уколов;
- боли;
- неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет);
- что-либо сделать не то, не так, неправильно (плохо у дошкольников);
- не успеть (что-либо сделать или прийти куда-нибудь вовремя).
Среднее количество выявленных страхов в старшем дошкольном возрасте не должно превышать 8 у мальчиков и 10 у девочек; в младшем школьном – 6 у мальчиков и 10 у девочек; при неврозе страха – 18 у девочек и 16 у мальчиков.
Следует также помнить о том, что определенный уровень тревожности и наличие возрастных и ситуационных страхов являются необходимым условием существования человека. Они помогают человеку приспособиться к требованиям общества и обеспечивают безопасность жизнедеятельности. Как только у ребенка пропадает страх перед городским транспортом, он начинает нарушать правила дорожного движения и вероятность возникновения аварийной дорожной ситуации повышается. Как только ребенок перестает испытывать тревогу относительно успешности выполненного им задания, так сразу у него появляется безразличие, скука, пропадает интерес к результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Маленькое счастье старшего дошкольника".
Сегодня нам нередко приходится задаваться вопросом: почему дети старшем дошкольном возрасте не играют или играют плохо? Оказалось, что одной из причин является то, что воспитатели в детском саду...
консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...
Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание старших дошкольников"
Важно для полноценного нравственного развития ребенка любить его, понимать и разговаривать с ним....
Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей. Развитие речи старшего дошкольника.
В данной консультации помещён материал о том , что должно быть сформировано в речи (звукопроизношение, лексика, грамматика) старшего дошкольника к 6-7 годам и на что родителям следует обратить о...
Родительское собрание, консультация. На тему: «Речевое развитие старших дошкольников»
«Речевое развитие старших дошкольников»...
Консультация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи"
Консультация-презентация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи" предназначена для выступления на родительском собрании в логопедической группе. Она знакомит ...