Пескатерапия в группе
статья
«Использование современной образовательной технологии «Рисование песком» для развития творческого мышления в работе педагога с детьми в дошкольной образовательной организации»
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – один из важнейших периодов, наиболее значимых для его дальнейшего развития. Именно в это время развивается и формируется «фундамент» будущей личности. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной практической разработанностью механизмов развития детской креативности, стимулирует рост интереса к проблеме развития творческого мышления в детском возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование современной образовательной технологии «Рисование песком» для развития творческого мышления в работе педагога с детьми в дошкольной образовательной организации»
|
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – один из важнейших периодов, наиболее значимых для его дальнейшего развития. Именно в это время развивается и формируется «фундамент» будущей личности. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной практической разработанностью механизмов развития детской креативности, стимулирует рост интереса к проблеме развития творческого мышления в детском возрасте.
Актуальными становятся современные образовательные технологии, направленные на раскрытие и реализацию творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Неординарный подход к организации занятий по развитию творческого мышления важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, направленные на развитие творческого мышления и воображения, помогут ему не только не потерять способность к творчеству, но и развить ее.
Данным параметрам идеально удовлетворяет арт - терапевтическая технология, основанная на рисовании песком.
Использование данной коррекционной технологии в детском саду позволяет проводить занятия, которые погружают детей в мир песочных сказок, фантазий, причудливых образов.
Прикасаясь к песку, дети чувствуют его тепло, его текучесть, его движение, - получая целый комплекс новых ощущений. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и «припудренность» линий создают иллюзию волшебства.
Рисование песком способствует расслаблению. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. В «песочных работах» невозможно ошибиться. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: растения и животных, жителей моря и насекомых, сказочных героев, портреты, пейзажи и т.д. Главное, - дать волю воображению и не бояться экспериментировать.
Актуальность использования метода «Sand-art» или рисования песком обусловлена тем, что средства и методы рисования песком развивают творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ведут к более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, существенно повышают мотивацию ребенка к занятиям в целом. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то, в процессе образовательной работы, происходит и гармонизация психо эмоционального состояния ребенка.
Изначально принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
В нашей группе мы только начинаем опробировать эту систему пескотерапии, целью которой является развитие творческого мышления посредством технологии песочного рисования детей младшего возраста.
Цель реализуется через решение комплекса задач:
- развитие качеств творческого мышления: гибкости, оригинальности, законченности, быстроты;
- развитие воображения;
- развитие мелкой моторики рук;
- снятие мышечного напряжения, тревожности;
- стабилизация эмоционального состояния, поглощение негативной энергии;
- совершенствование зрительно-пространственной ориентации, речевого потенциала;
- развитие познавательных процессов.
Занятия организованы в подгруппах детей младшего возраста по 2-4 человека. Во время занятия ребенок может работать индивидуально на свето- песочном столе или совместно с другими в зависимости от темы занятия и поставленных задач.
- 1 часть - встреча с «песочным миром». Включает в себя релаксационный этап, во время которого дети расслабляются, «гасят» накопившуюся негативную энергию, используя технику поглаживания, сжимания в кулаки и просеивания песка сквозь пальцы;
- 2 часть – основная. Дети, используя разные способы рисования на песке, рисуют изображение в соответствии с темой занятия;
- 3 часть – заключительная. Ребенок имеет свободное время для фантазирования на песочном столе.
Содержание занятий плавно изменяется от простого к сложному: от знакомства с песком, к рисованию на песке отпечатков пальцев и рук, далее к преобразованию простых геометрических форм, к созданию песочных пейзажей и рождению сказочных историй.
Детям нравится разравнивать песок как ладонями, так и пальцами. Их руки могут работать как ластик, стирая песок с поверхности стола, и как кисточка, рисующая причудливые линии. Рисовать на песке можно кончиками пальцев, едва прикасаясь к песку, ребром ладони, подушечками пальцев, кулачками и т.д., комбинируя предложенные или выбирая свой способ для изображения желаемого. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами, превращая его в реки, ливневые потоки, ураган или песочные снежки.
Так же дети 3-4 летнего возраста, могут рисовать, выпуская струйку песка из кулачка, создавая причудливые картины на белом стекле стола. Возможно использование при создании песочных картин и историй различных предметов: ракушек, разноцветных стеклышек, прозрачных цветных контуров фигур.
Я уверена, что рисование песком сделают занятия, направленные на развитие творческого мышления увлекательными. Дети полюбят творить на песке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...