Консультация для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
консультация (младшая группа)

Шангина Анна Викторовна

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно  произносить все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Это зависит от физиологических особенностей каждого ребенка. Но в целом речь ребенка должна быть сформирована к 6-7 годам. 
Что должен уметь в речевом развитии ребенок 3-4 лет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevoe_razvitie_detey_3-4_let.docx56.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

C:\Users\1\Desktop\Мама\фоны\log.jpg

Составила учитель-логопед :

Шангина Анна Викторовна

                                                                           2022 г.

РЕЧЬ – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Своевременное и правильное речевое развитие  формирует  личность ребенка.

Усвоение речи в дошкольном возрасте — необходимое условие  для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

РЕЧЬ не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.     Это довольно длительный и сложный процесс.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка:

  • СЛУХ,
  • ЗРЕНИЕ
  • ОБОНЯНИЕ
  • ОСЯЗАНИЕ

были также достаточно развиты.

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно  произносить все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Это зависит от физиологических особенностей каждого ребенка. Но в целом речь ребенка должна быть сформирована к 6-7 годам.

Краткая характеристика речи детей от 3 до 4 лет

Словарь.  

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Словарный состав ребенка до 800 – 1000 слов.

У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных  и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки слогов в слове («замукальные» - музыкальные); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски звуков при их стечении («босой» мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель», «не зинаю»).
Постепенно увеличивается активный и пассивный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.

Грамматический строй речи. 

Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении («я хочу нет», нарушается оформление связей слов («один колесо», «у меня много подругов».
Взрослые учат детей задавать вопросы, отвечать на них, грамматически правильно оформлять свое высказывание. 

Звукопроизношение. 

Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.

1. Согласные произносятся смягченно («лезецька»).

2. Свистящие звуки

С, З, Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок);

заменяются С – Ф («фобака» - собака),

З – В («вамок» - замок),

Ц – Ф («фыпленок» - цыпленок),

С- Т («тобака» - собака),

З – Д («дамок» - замок),

Ц – Т («тветок» - цветок).

3. Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся недостаточно четко,

пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук);

заменяются Ш – С, Ф («сапа», «фапка» - шапка),

Ж – З, В («зук», «вук» - жук),

ЧЧЧЧЧ – Ц, ТЬ (« оцки», «отьки» - очки),

Щ   - СЬ, ТЬ («сетка», «тетка» - щетка).

4. Звуки Л и Р

пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука);

заменяются звуком ЛЬ («лямпа» - лампа);

заменяются Й («ямпа» - лампа, «юка» - рука).

Учитывая эти недостатки, взрослые должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.

О роли родителей в развитии речи ребенка.

     Достаточно часто приходиться слышать от родителей у моего ребенка «каша во рту».

«Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата:

- отклонения в развитии зубов

-  прикус;

 - отсутствие зубов.

Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу.

Также искаженное звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация невролога и учителя-логопеда.

Особое внимание надо обратить на слух ребенка, т. к. слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков.

Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболевании органов слуха своевременно их лечить.

Взрослые  должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие:

-не перегружайте его речевыми занятиями;

-игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать  возрасту ребенка.

    

РЕЧЬ развивается по подражанию, поэтому БОЛЬШУЮ роль в формировании речи на начальном этапе играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка с рождения.

Некоторые нарушения детской речи, возможно, скорректировать только при помощи специалистов.

Но ряд недостатков можно исправить и в домашних условиях.

в общении с ребенком следите за своей речью – говорите не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно;

при чтении не забывайте о выразительности;

непонятные слова в тексте непременно объясняйте ребенку;

не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – это тормозит речевое развитие ребенка.

устраняйте недостатки речи ребенка, но будьте тактичны;

не оставляйте без ответа вопросы вашего ребенка.

В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевые игры для детей дошкольного возраста»

Предлагаемые речевые игры для дошкольников научат детей сопоставлять, анализировать, ориентироваться в цветах, формах, характеризовать предметы и действия, подготовят к вдумчивому чтению. Играть...

Консультация для родителей. Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение.

В статье в доступной для родителей форме излагаются причины нарушений речи у детей, факторы, влияющие на успешное развитие детской речи...

Консультация для родителей "Речевая среда и дети"

Консультация Тема: «Речевая среда и дети»...

Консультация для родителей «Речевые игры для детей 3 лет»

Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически...

Консультация для родителей "Речевой этикет для детей"

Отдельное внимание стоит уделить речевоу этикету у детей. Правила общения с окружающими должен усвоить каждый ребенок,соответственно своему возрасту....

Консультация для родителей. Речевые игры для детей старшего возраст

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

презентация консультация для родителей "Речевые игры для детей 4-5 лет"

Консультация для родителей о значении речевых  игр для детей 4-5 лет...